Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

17 февраля 2024 г. 19:14

9K

4.5 Когда вся жизнь – Архитектура

Вот уже полторы недели никак не могу собраться и написать о своих впечатлениях, не идет и все. А тем временем, книга мне понравилась, так что грех о ней не рассказать.

«Собор» - из тех исторических романов, которые написаны хорошим языком, прекрасно выстроены сюжетно и читаются легко, увлекательно и, возможно, даже запоем. Нужно только помнить, что это именно художественный роман, а не биография, так что не стоит принимать все происходящее за истину в последней инстанции или же злиться по поводу того, что автор что-то где-то романтизировала или приукрасила. Отчасти «Собор» можно сравнить с книгами Александра Дюма, при чтении такое сравнение невольно приходит на ум.

Роман Ирины Измайловой посвящен жизни и работе Огюста де Монферрана – архитектора великолепного Исаакиевского собора и Александровской колонны. Честно сказать, я мало что знала о нем, кроме того, что он строил свой собор 40 лет и говорил, что не умрет, пока не достроит. И, собственно, выполнил обещание. Роман же позволил в увлекательной форме узнать побольше и о нем самом, и о строительстве собора. И уж на что я далека от архитектуры и ничего в ней не понимаю, но в исполнении Ирины Измайловой следить за судьбой архитектора и творения всей его жизни было очень интересно.

Автор вплела в свою книгу множество реальных фактов из жизни Монферрана: его участие в наполеоновских войнах и ранение; начало работы в разоренной Франции, где после войны для архитектора нельзя было найти достаточно много заказов, чтобы не быть грани нищеты; альбом в подарок Александру I и приглашение приехать на работу в Россию; все перипетии, взлеты и падения, с которыми пришлось столкнуться при строительстве… Жизнь его проходила на фоне крупных исторических событий, которые Ирина Измайлова, конечно же, тоже опишет: войны и смены власти во Франции, наводнение в 1824 года в Санкт-Петербурге, восстание декабристов, эпидемия холеры…

Монферран в романе – живой человек, со своими достоинствами, недостатками, сомнениями, эмоциями. Не берусь судить, насколько образ, созданный Ириной Измайловой, соответствует действительности, но образ этот получился живым и ярким. Герой романа – сильная, незаурядная личность, чрезвычайно одаренный человек, который живет и дышит любимым делом – архитектурой – и, будучи крайне требовательным к себе самому, так же относится и к другим. Он очень прямой, честный и справедливый человек, уважающий чужую работу и талант, но не приемлющий глупости, лени, воровства, попыток спрятаться за чужую спину. Он учится, совершенствуется всю свою жизнь, он перфекционист и трудоголик, который, кажется, никогда не устает, работая день и ночь и горя своим проектом. А еще он – любитель прекрасного и страстный коллекционер. В то же время Огюст обладает очень взрывным, вспыльчивым нравом, легко приходит в бешенство и тогда на эмоциях может наделать глупостей. Но также он очень добр и великодушен, не может оставаться равнодушным к чужим страданиям.

А страданий ему пришлось повидать немало. Такие грандиозные проекты, как Исаакиевский собор, к сожалению, всегда строятся «на костях». Несчастные случаи на строительстве, люди, умершие во время эпидемий в переполненных бараках, смерти просто-напросто от плохих условий для рабочих – их за время строительства был не один десяток тысяч. Комиссии и комитеты всегда готовы выделить деньги на наиболее великолепную отделку, но построить лишний барак или приспособление для облегчения тяжелого труда – ненужный перерасход. Людей всегда можно нанять новых, по стране еще много осталось. Сильное впечатление производит, например, описание того, каких нечеловеческих усилий стоили цельные гранитные колонны: добыть, отколоть так, чтобы не повредить, потом перевезти, придать форму, поднять... Невольно задумаешься.



картинка russian_cat

Монферрана на строительстве любят и уважают за талант и работоспособность, а еще больше – за то, что он и себя не щадит, и старается помочь, кому возможно, а наиболее талантливым – дать возможность учиться. Но так было не всегда. Репутация завоевывалась годами, а в первое время ему ежедневно приходилось воевать буквально со всеми: чиновниками, мастерами, рабочими, другими архитекторами. Последние видели в нем только пришлого француза, который неизвестно за какие заслуги получил возможность вести крупнейшее строительство, «уведя» эту возможность из-под носа у отечественных архитекторов. Рабочие и мастера же не доверяли ему, справедливо предполагая, что тому, кто стремится к собственной славе и богатой наживе, кто реализует свой небывалый проект, скорее всего, не может быть никакого дела до бед обычных людей и до того, что отдельные «муравьи» будут калечиться и погибать. Они его уже заранее ненавидят, ожидают, что он будет требовать невозможного, воровать, карать и орать, и нужно много времени, чтобы сломать эту стену недоверия.

Все это – неотъемлемая часть работы. Можно быть сколько угодно талантливым архитектором и инженером, великолепно спроектировать и продумать каждую мелочь (а мелочей много и за всем нужно следить, все предусмотреть, все проконтролировать), но этого не будет достаточно, если не станешь еще и организатором, умеющим, где нужно, убедить, где нужно – ударить кулаком по столу (или не по столу), способным заставить бюрократическую машину двигаться в нужном направлении, а огромную массу людей делать то, что требуется, в обстановке, где каждый готов ставить палки в колеса, подставить, донести, обвинить, где постоянно возникают разнообразные препятствия, от чисто технических сложностей до природных катаклизмов, и от непробиваемости чиновников до желаний левой пятки императора. Даже у меня, хотя я всего только читатель, опускались руки при осознании того, насколько сложно в таких обстоятельствах вообще что-нибудь сделать. Только крайне целеустремленный перфекционист может довести все это до конца, и не просто «как-нибудь», как придется, а именно так, как задумал, как видит правильным. Такую силу воли ничего не сломит и не остановит, даже эпидемия чумы или холеры. Хотя, безусловно, и Монферрану не раз казалось, что он взял ношу не по силам.

Но не собором единым дышит роман, автор рассказывает нам так же и о частной жизни Монферрана. По сюжету романа, ему невероятно повезло встретить в жизни таких людей, как его возлюбленная Элиза и верный слуга Алексей. Элиза – его добрый гений, спасающий ему жизнь, смягчающий его бурный нрав, способный дать мудрый совет и беззаветно любящий. Думается, их история сильно приукрашена и романтизирована, но в том виде, как она подана в книге, все время было ощущение, что Монферран просто-напросто не заслуживает такой женщины. Потому что обращается он с ней, прямо скажем, просто по-свински, и его гениальность вряд ли извиняет его в этом вопросе. Но она принимает и любит его таким, какой он есть, и предана ему всецело.

Как итог. Это прекрасный и увлекательный исторический роман, который позволит больше узнать о строительстве собора и о судьбе его создателя, в очередной раз погрузиться в эпоху, увидеть галерею ярких героев, а также просто хорошо провести время с интересной книгой. Так что, если любите такое, то от души рекомендую.

P.S. А еще у книги прекрасная визуально и тактильно обложка, сподвигнувшая меня купить и читать роман в бумаге, о чем я нисколько не жалею.

Книжное путешествие: 3 ход – Облака
Читаем Россию: Санкт-Петербург

Комментарии


Скажу в миллионный раз, как обожаю твои отзывы, как будто книгу прочитала:))

Сорок лет, это же целая жизнь..


Спасибо)) но книга интереснее ;)

Так и есть. Начал молодым архитектором, чуть за 30, а закончил уже в возрасте 72 лет... Много воды утекло и событий произошло за это время. Императоры и те дважды сменились.


Какая удивительная жизнь:)


Ага. Чего только не было)


Тоже понравился роман. Напомнил классические образцы исторических романов, настолько красиво и по канонам написано. Не знала бы, что он написан в конце века двадцатого, подумала бы, что он дошел до нас из девятнадцатого.


Полностью согласна, прекрасный стиль изложения и классическая структура романа, читаешь и радуешься. Современные меня часто напрягают либо чересчур современными героями в исторических декорациях, либо игрой автора с формой, когда надо либо сделать рваное повествование, либо еще что-нибудь такое. А тут прям хорошо, отдых для души)


Шикарный отзыв! И такое прекрасное напоминание, что книгу пора уже вытащить из виша на свет божий. С обложкой тоже заинтриговали, хочется прям до книжного дойти и пощупать :)


Спасибо большое! Она того стоит)
Обложка для меня была отдельным удовольствием)


Как всегда интересно! Но я очень остороэно теперь отношусь к этой серии после неудачного Парижа (


Спасибо)
"Париж" не читала и ничего не могу сказать (только на обложку смотрела, красивое), но этот роман очень достойный.


Буду знать)


Книга и правда очень красивая)) и такие истории жизни всегда интересно читать)


Ага, я прям радуюсь, когда на нее смотрю)
Да, потому и люблю мемуары и разное такое, вот и романы, основанные на реальных событиях - тоже)


Я тоже обожаю мемуары) очень. И биографии, и автобиографии


Бро))


Мне в этой серии очень понравился роман про другой известный Собор, так что и эта в планах, а твоя рецензия прям воодушевляет) Подумываю теперь и о бумажной версии)))


Мне кажется, тот случай, когда серия очень большая и вряд ли возможно, что все книги одинаково хороши, но этот роман мне прям зашел, какой-то ностальгией по классическим историческим романам повеяло)


как и в любой серии)))
значит надо добираться)))


Да) поэтому я, в общем-то, никогда не выбираю книги по серии. Только в плане оформления) а то там такая сборная солянка обычно.
Ага)


я в тематических сериях просто часто подписываюсь на обновления и уже потом каждую конкретную смотрю, надо мне или нет) так что да, согласна с тобой)


Ясно, ну тоже вариант)


Так напомнило Фоллетта "Столпы Земли")) Книга мне очень понравилась, так что и к Собору тогда присмотрюсь:) И как хорошо ты рассказала про тяжкий труд, реально ведь "на костях"..


А я на Фоллетта смотрела, смотрела, но что-то меня отзывы смутили и я передумала))
Да... Обычно смотришь на результат и не думаешь, сколько жизней было положено туда.


Я даже понимаю, что отталкивает читателей, но мне очень хорошо зашла книга - Англия в Средневековье, автор так хорошо показал и жизнь бедняков, и все эти закулисные игры за престол. И тоже строительство Собора требовало смекалки, мужества и умения выбивать средства на него. Герои все неоднозначные, каждый со своими недостатками.
Вот именно, смотришь на красоту и не задумываешься, сколько жизней ради неё положено!


Заинтересовала, присмотрюсь к роману еще раз)


Ожидаемо, есть эта красота в планах) Так что пока просто порадуюсь твоей оценке)


Да, очень красивая и классная книга. Приятного чтения))


Верю. Я пока без конкретики, но в голове книгу держу. Собор-то прекрасен, ну как о таком не прочитать? Даже пусть история и будет немного приукрашена)


Дааа, собор шикарен и грандиозен. Меня сразу он привлек на обложке)) а потом уже и сам роман. Да и фигура Монферрана была любопытна, все ж таки 40 лет строил.
Но я до сих пор не побывала внутри собора, хотя оба раза, что приезжала в Питер, планировала это. Но в итоге только снаружи обходила. Повод вернуться) правда, там еще курортный сбор теперь ввели...
Хех, я так читала мемуары Феликса Юсупова, а буквально сразу после этого мы сходили во дворец Юсуповых, на половину молодых, в т.ч. туда, где было убийство Распутина. Прониклась атмосферой, они ж там целую реконструкцию сделали, по этим самым мемуарам))


У Исаакия еще просто шикарная смотровая площадка - Колоннада, с которой весь Петербург виден с высоты птичьего полета. Завораживающее зрелище, но, определенно, не для клаустрофобов и слабонервных)) Там очень крутой подъем по внутренней лестнице)) Я была там несколько раз и верю, что еще буду)
Юсуповский дворец тоже прекрасен, согласна... Но в моем личном топе на первом месте другой дворец)


Да, про площадку знаю, но тоже не добрались оба раза, хотя хотели(( определенно надо вернуться еще)
Какой?)


Определенно надо)
Я в восторге от Гатчинского дворца) Там столько сохраненной обстановки времен царской семьи, там такой парк...)


Да, там не была) из "окрестностей" Питера была только в Петергофе и Царском селе, так что еще многое не посещено)


Я почти везде была, но это понятно)) Выборг еще прекрасен. Там сосны верхушками прям в небо упираются, красота.


Ну тебе-то грех было бы не побывать везде)