Больше рецензий

17 февраля 2024 г. 19:15

143

5 Интереснейшая документальная книга о судьбе сына Цветаевой и жизни советских людей в 30- 40-ые годы.

5 из 5⭐

Почему-то я решила, что это будет художественный роман о жизни и дружбе Георгия Эфрона (сына Марины Цветаевой, которого она называла Муром)  и Дмитрия Сеземана на фоне сталинской Москвы. Но я ошиблась. По моим ощущениям  это было исследование на тему "Картины жизни сталинской России через призму судьбы сына Марины Цветаевой".

Книга меня сильно впечатлила. К ней хочется вернуться, перечитать, пересмотреть фотографии. Вообще, я сначала взялась книгу слушать, но потом поняла, что лучше читать самой, так как книга очень насыщена информацией. Биографию Марины Цветаевой и судьбу её семьи я знала в общих чертах, но так как Цветаеву не особо люблю, то и не углублялась в подробности. А здесь, в данной книге, обо всех членах семьи Цветаевой было много всего написано. И это было интересно, при том, что личности Марины Цветаевой и её сына Мура довольно неприятны.

Но особенно меня в книге увлекли картины советской жизни. Вроде и с привязкой к главным героям, но в то же время и с описанием того, как жили обычные люди или люди со связями, верхушка, интеллигенция. Почти каждая глава имела такие описания. Ещё было очень удобно, что главы разбивались на темы, а не только описывали судьбу Мура в хронологическом порядке. Были главы о политике и СМИ, были главы о питании, торговле, о дефиците, о профессиях, работе в разных сферах жизни, об образовании, развлечениях, театрах, кино, книгах, футболе, дачах, квартирном вопросе и т.д. Указывались конкретные данные, имена, названия, цены; проводились сравнения, анализ как было в разные годы по конкретным  параметрам или темам: чем писали, сколько стоила бумага, какие были зарплаты, где питались и одевались люди, как это было у обычных рабочих, у тех, кто переезжал из деревни в города до войны, в войну, у тех, кто имел связи и жил в городе не одно поколение, а если ездил за границу- всё подробно, с цитатами, ссылками на источники и(!) привязкой к конкретной личности, то есть к Георгию Эфрону, центральному герою книги.

Автор провёл большую работу над источниками (их более 300). Со своими отступлениями на описание быта советских людей автор не забывал и о Георгии Эфроне, он всегда оставался в центре повествования. Автор старался раскрыть Мура со всех сторон: показывал эгоистичным снобом, заботящимся только о себе приспособленцем, образованным и начитанным подростком,  хорошим аналитиком, пасующим перед физическим трудом, но храбрым в бою.

Чтобы раскрыть личность Эфрона, автор приводил много цитат из воспоминаний людей, окружающих семью Цветаевых, и, тем самым, рассказал много интересного о таких людях, как Анна Ахматова, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Рахманинов, Прокофьев, Корней Чуковский, Давид Самойлов, Пришвин, Булгаков, Евгений Петров (Катаев), Пастернак и т.д.,и т.д.

Удивительно, что вообще сохранились дневники и письма, на которые можно было опереться в написании книги. Именно наличие множества подробностей, подтверждённых конкретными источниками, делают данную книгу очень ценной. По моим ощущениям картина жизни не только Георгия Эфрона, как парижского мальчика, но и советских людей  сталинской эпохи в целом, автором раскрыта всесторонне и полностью. Правда, о втором парижском мальчике, друге Мура, Дмитрии Сеземане, их дружбе, как ни странно написано мало. Но читать книгу легко, несмотря на изобилие фактов, имён и цитат. Для меня книга "Парижские мальчики..." оказалась книгой увлекательной, с достоверными фактами, прочитав которую, легче понимать атмосферу книг о предвоенном и военном периоде Советской России.