Больше рецензий

21 февраля 2024 г. 21:03

97

3 Кладбище домашних животных на русский лад

Первой книгой Марьяны Романовой, что попалась мне на глаза и в руки, была «Приворот», сборник страшных рассказов. После чего имя автора я держала в голове на случай, когда захочется мне вдруг нервы себе пощекотать. И вот пару дней назад курсируя по интернету в поисках чего бы такого новенького почитать, вспомнилась мне Романова. Из списка книг выбрала «Болото» и с первых же строк поняла: прочитаю обязательно!!! А все потому, что книга начиналась так: «Среди лесов дремучих Архангельской области есть чащоба …..” Всё! Для меня этого уже было достаточно ибо сама я родом как раз из этой самой Архангельской области :)
Что ж… Начало захватывающее, интригующее. Как понятно из названия, все ужасные происшествия крутятся вокруг Болота. Здесь и деревня, и суеверия, и бабки-колдовки, и семья, случайно во все эти декорации попадающая и, как водится, ни о чем таком неведающая-неподозревающая. Невозможно проигнорировать параллель с известным «Кладбищем домашних животных» Стивена Кинга. Думаю, это не будет спойлером, так как в аннотации к книге уже сказано о легенде, связанной с Болотом, и о возвращенцах.
Вообще, есть в этой книге что-то такое, некая отсылка к страшным повестям из 90-х, к тем историям, что печатались в газетах по частям, как «Загадка старого кладбища» Атеева, или выходили приложением, как, например, к газете «Вести Замоскворечья». И не отпускает меня ощущение, что Марьяна Романова сознательно это сходство сохраняет и придерживается.
Чем книга цепляет? Стилем. Манерой письма. Повествование сказовое, с ноткой достоверности. Читаешь и кажется, что историю слушаешь, которая на самом деле в какой-нибудь русской глубинке произошла, причем произошла совсем недавно, поскольку автор удачно вписывает в сюжет наши современные реалии, быт одной семьи с такими близкими и понятными всем проблемами. Очень импонирует, что нет здесь попыток подражать зарубежным бестселлерам в жанре хоррор, очень часто такие попытки заканчиваются плачевно, так как реалии не совпадают, и то, что воспринимается легко и интересно при чтении зарубежных «ужастиков», вызывает смех и ощущение нелепости происходящего, если действие перемещается в Россию. Также радует, что Марьяна Романова обошлась без треша, без потоков крови и неприятных подробностей, которые однозначно не терплю в фильмах тоже. Мастерство автора, работающего в жанре ужасов, в умении нагнетать атмосферу, работать больше на психологизме, чем на банальных штампах и чувстве омерзения или отвращения, на мой взгляд.
А вот чтобы отнесла к минусам. Сюжет строится неровно, повествование распадается, рвется. Может в этом и была некая задумка, мне было слегка тяжело следовать за повествованием, так как порой получалась своеобразная матрешка: история в истории, которая в свою очередь выливалась в историю. У меня было чувство, словно автору сложно выдерживать формат романа, и эти небольшие «истории-рассказы» больше для объема, чем для полноты картины.
И что собственно мы имеем в итоге? Очень и очень приличный небольшой роман. Страшный? Малая проза Романовой пощекотала мне нервы сильнее, признаюсь. Но очень при этом атмосферная книга, увлекательная, с интересными наблюдениями и даже психологизмом, легкое и, я бы даже сказала, изящное чтение, благодаря выверенному слогу. Отличная книга для любителей мистики, чтобы скоротать вечер.

P.S. Прекрасные стихи, подаренные автором своей юной героине Яне — вот это меня по-настоящему пронзило!