Больше рецензий

23 февраля 2024 г. 18:26

124

3.5

А убийца - садовник!! да-да

Если Вы решили, что это огромный и жирный спойлер, то не угадали. Если бы этот самый садовник существовал в реальности, то никакие методы по борьбе с икотой ему бы не помогли: кто только его не упоминал, кто только на него всех собак не навешивал. Правда, икать ему бы пришлось в паре)

В предисловии к произведению есть вступительная статья Содзи Симады, поясняющая для читателя, что есть такое хонкаку-детектив, историю его возникновения и развития. И если Вы, как многие первые читатели и критики, решите, что здесь все схематично, а у автора «отсутствует литературная жилка», то присмотритесь внимательнее: это умышленная простота, чтобы не отвлекать внимание читателя от выстраиваемых логических цепочек, от игр разума.

Семь студентов, входящих в детективный литературный клуб, чтобы пощекотать себе нервишки, заадреналиниться и поймать вдохновение, на недельку отправляются на таинственный и мрачный остров Цунодзима (поговаривают даже, что там водятся призраки). Их не пугает, что меньше года назад там произошла трагедия, в которой погибло четыре человека. И даже пожар, стерший с лица земли Голубую виллу, не смог уничтожить следы явно насильственной смерти. История мутная и до конца не раскрытая.

Хозяин сего места, Сэйдзи Накамура, был архитектором, при этом человеком странным и нелюдимым. Кроме Голубой виллы он построил еще одно необычное здание - Десятиугольный дом, в котором и поселятся наши герои.

Так как читатель заранее знает, по какому знаменитому сценарию будет развиваться сюжет, то смерть героев одного за другим совершенно не становится сюрпризом (кстати, отсылок здесь достаточно много, находить их забавно, даже псевдонимы студентов отправляют нас прямиком к мэтрам жанра: Агата, По, Дойл и др.). Здесь больше интересно, не чем похожи произведения, а в чем его оригинальность и самобытность (кроме имен и менталитета). Такая интересная привязка к классике, чтобы не приблизиться и уподобиться, а оттолкнуться и отдалиться.

Несомненно, центральным действом романа являются события на острове, убийства и попытки вычислить, кто же среди обитателей дома убийца и как он все проворачивает. Тем более сами жертвы активно на эту тему рассуждают, оправдывая свою принадлежность к детективному клубу. Но детектив не совсем герметичен. Параллельно идет расследование на материке, которое одновременно и запутывает, и вносит ясность в трагические события, произошедшие на острове почти год назад, и раскрывает причину мести в настоящем (кстати, причина так себе).

Каюсь, меня на протяжении повествования больше всего волновала одна деталь: отрубленная кисть руки жены Накамуры. Оттрубленная и пропавшая. И почему убийца в настоящем повторяет сей акт? Значит, это очень важная деталь, ведущая и связывающая с прошлым.

«Я знаю: человеку никогда не стать богом.»

Сюжет развивается достаточно динамично, но происходящее на острове действительно кажется схематичным, а герои нанесены на холст широкими небрежными мазками. Казалось бы, произведение полностью оправдывает свой жанр, и на первое место должна была быть вынесена логическая игра-головоломка, сбивающая наповал своим интеллектуальным уровнем. Не сбила. Но если бы я не сосредотачивалась на прозвищах, которые легко запомнить, и не упустила бы "настоящие имена", фокус бы удался.

P.S. У многих членов детективного клуба псевдонимы известных писателей в детективном жанре. И не все они оказались мне знакомы. Например, Эллери. Как выяснилось, Эллери Квин - это псевдоним, под которым писали двоюродные братья из Америки (потом к ним присоединился еще и третий, но уже не брат). Или Орци. Эмма Орци (Орчи) - британская романистка. Герой, которого придумала Эмма, оказывается, стал прототипом для многих литературных персонажей.

P.S.S. Кстати, я была уверена, что это новинка. Но нет, произведение написано в 1987 году и является классикой хонкау-детектива.


Дзен