Больше рецензий

25 февраля 2024 г. 15:53

69

5 "Почему же мы, писатели, пишем книги?"

Мне всегда было очень интересно, как писатели приходят к магическому реализму в их историях. Дело ли в богатом воображении, неспособности увлечь читателя реализмом, любви к сказкам? Чтобы понять ответ на этот вопрос, я обратилась к биографии самого известного писателя этого метода - Маркеса. Биография просто великолепная: идеального размера, приятного слога, раскрывающая не только события, но и внутренний мир Габриеля с ранних лет. Особенно мне понравилось погружение в политический и социальный контекст времени, потому что если книга вызывает желание копать глубже и изучать тему дальше, даже если раньше тема не вызывала интерес, то ее автор блестяще справился с задачей. Я искала информацию в интернете на протяжении всего чтения, чтобы дополнить понимание и лучше разобраться в тексте.

Маркес - фигура для меня достаточно спорная, потому что он не вызывает симпатии как человек, но вызывает мою симпатию как творец. И такая противоречивость помогла мне глубоко проникнуться историей. Вдвойне подогревал мой интерес к биографии тот факт, что я прочла почти все его произведения.

По ходу чтения я много нового открыла для себя про метод магического реализма. Это причудливое фольклорное восприятие мира, сотканное из суеверий. Именно таким восприятием и обладал Габо. При этом все, даже абсолютно фантастические сюжеты его книг основаны на реальных событиях из жизни. Например, он включил историю любви с любовницей Тачией в одну из книг, отразил смерть главного героя от удара с лестницы после неудачной попытки поймать попугая (что было в реальности с его дедом). Период жизни, когда его воспитывал дед-полковник, сформировал в нем интерес разобраться в истории своей большой семьи, а тема незаконнорожденности проходит красной нитью через все творчество.

«В моих книгах нет ни строчки, которую я не мог бы ассоциировать с реальным жизненным опытом. Каждая из них напоминает о каком-то конкретном событии. Я просто заурядный натариус.»

В книге очень много любопытных фактов о Г.М.Маркесе: он бросил курить из-за страха потерять память, был изнасилован в 13 лет проституткой по наставлению отца, долгое время находился на грани нищеты, год жил в борделе, а его отец был смуглым никчемным телеграфистом, как называл его дед Маркеса. За свою жизнь он успел поработать как журналист, киносценарист, рекламщик, автор романов и очерков, редактор журнала. В конечном счете, от всего этого он отказался ради писательства, но все время ощущал тревогу недолговечности успеха - работал над книгами и киносценариями одновременно. Все его карьерные пути оставили неизгладимый след на его личности: опыт работы в рекламном бизнесе помог ему создать свой имидж и вести светскую жизнь среди модных писателей, актеров и художников. Работа редактором журналов принесла хорошие деньги его семье и поддержала его в попытках прославиться как автор книг.

Второй родиной автор считал Мексику, где он провел многие годы с семьей. Мексика помогла ему найти свою самобытность в творчестве, что не удалось сделать Европе и ее культуре во время многочисленных поездок Габриэля. Именно в Мексике, на время отлученный от политики и журналистики, Маркес написал свой культовый роман «100 лет одиночества», который вошел в тройку книг «Латиноамериканского бума».

Было на удивление очень захватывающе читать о политической деятельности Габо. Читатель узнает, что герой активно тратил заработанные деньги на поддержку революционных идей, был социалистом, сторонником независимости и единства Латинской Америки. Его публикации вызвали гнев правительства, его считали врагом режима, потому что он изобличал лживость правящей системы. Но получение нобелевской премии по литературе помогло Маркесу получить доступ в высшие сферы политического влияния. Он оказывал помощь Кубе против американской политики в карибском регионе, дружил со многими президентами, в том числе с президентом Кубы Фиделем Кастро. Как и Кастро, Габриэль был противником империализма США, и одной из причин этому стала деятельность американского монополиста по производству бананов в его родном городе. Его интерес к политике и к феномену власти прослеживается во многих книгах, но главной работой в своем творчестве он считал «Осень патриарха».

«Почему же мы, писатели, пишем книги? Ответ неизбежно столь же пафосный, сколь и правдивый. Некоторые просто рождаются писателями, как есть люди, которые рождаются евреями или чернокожими. Успех воодушевляет, благосклонность читателей - стимулирует, но это лишь дополнительные выгоды, потому что хороший писатель будет писать в любом случае - даже если у него прохудились туфли, или его книги не раскупают.»