Больше рецензий

ant_veronique

Эксперт

По моему скромному мнению

28 февраля 2024 г. 19:51

83

3.5 Спойлер

Очаровательная сатира, интересный перевертыш, когда худшие качества с нравственной точки зрения объявляются великими, а лучшие -- низменными. Дружба, честность, доброта, любовь к ближнему -- всё это никчемные свойства, просто глупости, а люди, обладающие этими качествами, просто созданы, чтобы их обманывать, обкрадывать, и вообще всячески их использовать и затем выбрасывать за ненадобностью. А вот умение смошенничать, обчистить карманы, ограбить, подбить других сделать это, а потом забрать добычу -- вот это достойно всяческого уважения, восхищения, это и есть величие, а если при этом еще и убить придется, так тем более. Например, одним из наиболее ярких примеров великого человека, по мнению автора, является Александр Великий (Македонский), а недостойным -- Сократ. Также Филдинг явно намекал на каких-то конкретных власть имущих своих современников и законы своей страны, позволяющие этим власть имущим совершенно законно достигать вышеописанного величия. Тори и виги тоже хорошую порцию сатиры получили от Филдинга. Ну, и конечно, главный герой Джонатан Уайльд, реальный глава лондонского преступного мира, чье величие рассмотрено подробно с момента его формирования и до полного триумфа, то есть казни.
В повести много комических сцен, и периодически было весьма смешно. В качестве антипода главному герою выступает его школьный товарищ мистер Хартфри, очень добродетельный человек, честный предприниматель (ювелир) и примерный семьянин. Безусловно, Филдинг относит его к низменным существам и "одобряет", когда Уайльд обманывает Хартфри, доводит его до банкротства и до смертного приговора. В повести приводится пара монологов Хартфри, демонстрирующих его "низость" в самые тяжелые минуты его жизни (если бы все люди могли быть столь низки!).
Также несколько глав в повести посвящены приключениям миссис Хартфри, от которых у меня осталось странное впечатление. Эти главы немного выбиваются из общего контекста повести. Сама миссис Хартфри представлена столь же добропорядочной, как и ее муж, и очень преданной женой, но ее приключения, рассказанные, кстати от первого лица, явно выдают сатирический замысел автора. Ну, просто каждый встречный тут же воспламенялся страстью к этой женщине, а некоторые не ограничивались комплиментами и домогались ее грубой силой, хоть и безуспешно. С одной стороны, обстоятельства у нее были таковы, что все эти домогательства могли быть правдой, но, с другой, уж очень эта женщина смаковала подробности отношений с каждым ухажером, так что кажется, что либо она не очень-то добродетельная и верная жена, либо любит приврать о своей популярности у мужчин. Получился у Филдинга как бы такой собирательный сатирический образ дамы, которая как ни старайся, а полной добропорядочности всё-таки не достигнет.
Всё же мне было несколько сложно воспринимать стиль автора, уж очень витиеватым и даже немного вычурным он казался, а еще казалось, что одно и тоже повторяется слишком часто - все эти рассуждения о величии изрядно успели поднадоесть за время чтения. Это камень в огород скорее даже не Филдинга, а современного языка и современной формы выражения мысли -- контраст уж очень заметен, а потому мне это немного мешало. Не то чтобы я была не готова, ведь "История жизни Тома Джонса, найденыша" мне очень даже понравилась и слог автора зашел тогда на "ура", просто эта повесть о Джонатане Уайльде, на мой взгляд, уступает в динамике сюжета, а потому все сложности для нынешнего читателя больше заметны.

Собери их всех!
Игра в классики (марафон)