Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

28 февраля 2024 г. 23:33

7K

5 Наблюдения. Чувства. Потребности. Просьбы

Цель ННО — установление отношений, основанных на честности и эмпатии.

Вторая прочитанная у автора книга понравилась мне даже больше, ведь тут даны конкретные советы о том, как изменить свой стиль общения, чтобы достигать мирного разрешения конфликтов, на какие моменты стоит обратить внимание и даже приведены проверочные упражнения, которые позволяют оценить то, настолько верно нами был усвоен «урок». Для тех читателей, которые уже читали Маршалл Розенберг - Говорить мирно в мире, полном конфликтов. То, что вы скажете, изменит ваш мир , тут будут видны некоторые повторы, ведь автор вновь расскажет о сути ненасильственного общения, каким целям оно служит и то, как он лично пришел к этому методу. Но в остальном же книга иная, ее можно посоветовать тем читателям, кто интересуется практической психологией, воспитанием детей и вопросами межличностного контакта.

Весьма последовательно Маршалл Розенберг изложит те особенности общения, которые мешают установить взаимопонимание и проявить эмпатию - это моралистические, оценочные суждения, отрицание ответственности, а также требования, желание принудить собеседника.

цитаты

Один из видов отчуждающего от жизни общения — это использование моралистических суждений, которые подразумевают неправоту или испорченность людей, действующих не в согласии с нашими ценностями. Такие суждения отражены в языке: «Твоя проблема в том, что ты слишком эгоистичен». «Она ленива». «Они полны предрассудков». «Это недопустимо». Обвинения, оскорбления, уничижительные высказывания, ярлыки, критика, сравнения и диагнозы — все это формы суждений.

Здесь важно не путать ценностные суждения и моралистические суждения. Мы все формируем ценностные суждения относительно того, что для нас важно в жизни. Например, мы можем ценить честность, свободу и мир. Ценностные суждения отражают наши убеждения относительно того, как наилучшим образом служить жизни. Что же касается моралистических суждений, то мы выдвигаем их относительно людей и способов поведения, которые не отвечают нашим ценностным суждениям. Например: «Насилие — это плохо. Люди, которые убивают других, — злые». Если бы нас воспитали в культуре использования такого языка, который способствует выражению сопереживания, то мы научились бы выражать свои потребности и ценности прямо, а не клеймили бы других, когда не получаем желаемого. Например, вместо того чтобы говорить: «Насилие — это плохо», мы могли бы сказать: «Мне страшно, когда насилие используется для решения конфликтов. Я ценю другие способы их урегулирования».

Еще один тип отчуждающего от жизни языка — отрицание ответственности. Общение начинает отчуждать нас от жизни, когда скрывает от нас осознание того, что каждый из нас несет ответственность за свои мысли, чувства и действия. Использование распространенных слов, таких как «должен» (например, «существуют вещи, которые ты должен делать, нравится тебе это или нет»), иллюстрирует, как в речи личная ответственность за наши действия может затушевываться.

Мы отрицаем ответственность за наши действия, когда приписываем причины внешним факторам:
• неясным обезличенным силам: «Я прибрался в комнате, потому что был должен»;
• нашему состоянию, диагнозу, личной или психологической истории: «Я пью, потому что алкоголик»;
• действиям других: «Я ударил своего ребенка, потому что он выбежал на улицу»;
• диктату власти: «Я солгал клиенту по приказу начальника»;
• давлению группы: «Я начал курить, потому что все мои друзья курят»;
• институционной политике, правилам и распоряжениям: «Я должен задержать вас за это нарушение, потому что такова политика школы»;
• гендерным, социальным или возрастным ролям: «Терпеть не могу ходить на работу, но должен, потому что я муж и отец»;
• неконтролируемым импульсам: «Я не мог бороться с желанием съесть этот шоколадный батончик».

Высказывание наших желаний в форме требований — очередная форма речи, которая блокирует сопереживание. Любое требование явно или скрыто угрожает слушателям обвинением или наказанием, если они не подчинятся. Это распространенная форма коммуникации в нашей культуре, особенно среди тех, кто занимает высокое положение.

Идея о том, что некоторые действия заслуживают награды, а некоторые — наказания, также связана с отчуждающим от жизни общением. Это мышление отражено в слове «заслуживать». Например: «Он заслуживает наказания за свой поступок». Оно подразумевает «испорченность» людей, которые ведут себя определенным образом, и призывает к наказанию, чтобы заставить их раскаяться и изменить свое поведение. Я считаю, что всем выгодно, чтобы люди менялись не в попытках избежать наказания, а потому что считают изменения полезными для себя.
Мышление, основанное на том, «кто чего заслуживает», блокирует сопереживание в общении.

свернуть

Писатель покажет разницу между наблюдением без оценки и оцениванием, расскажет, как осознавать и научиться высказывать свои чувства, как выражать потребности.

цитаты

картинка Tin-tinka картинка Tin-tinka Слова «всегда», «никогда», «постоянно», «каждый раз» и тому подобные могут выражать наблюдения, когда используются следующим образом:
• Каждый раз, когда Джек говорил при мне по телефону, это длилось минимум полчаса.
• Я не помню ни одного раза, когда ты мне написал бы.
Иногда такие слова используются как преувеличения. В таких случаях наблюдения и оценки смешиваются:
• Ты вечно занят.
• Если она нужна, ее никогда нет.

Когда такие слова используются в преувеличениях, они часто вызывают защитную реакцию, а не сопереживание.
картинка Tin-tinka
Такие слова, как «часто» и «редко», также могут способствовать путанице между наблюдением и оцениванием.

Наш язык способствует путанице: слово «чувствовать» часто используется, когда речь на самом деле идет не о чувствах. Например, в предложении «я чувствую, что со мной обошлись несправедливо» слова «я чувствую» можно было бы заменить на «я думаю», и это способствовало бы большей точности. Обычно речь не идет о ясном выражении чувств, если слово «чувствовать» сопровождается:

1. Словами «что», «как», «как будто» и тому подобными:

«Я чувствую, что ты справишься с этим лучше».

2. Словами «я», «ты», «вы», «он», «она», «они», «оно», «это»:
Чувства нужно отличать от мыслей.
«Я чувствую, что от меня постоянно всем что-то нужно».
«Я чувствую, что это бесполезно».
3. Именами или словами, обозначающими людей:
«Я чувствую, что на Эми можно положиться».
«Я чувствую, что мой шеф — тот еще манипулятор».
Нужно отличать наши чувства от наших представлений о себе.

свернуть

Отдельная глава будет посвящена умению просить, разнице между просьбами и требованием.

цитаты

Формулируйте просьбы с помощью утвердительных высказываний.

Когда мы просто выражаем свои чувства, слушатели могут не понимать, чего именно мы от них хотим.

Мы часто не осознаем, о чем просим.

Просьбы могут звучать как требования, если вместе с ними не высказываются чувства и потребности.

Я считаю, что каждый раз, когда мы что-то говорим другому человеку, мы чего-то хотим в ответ. Иногда — просто понимания, вербального или невербального подтверждения, что нас услышали, как в случае с тем мужчиной. Иногда нам нужна искренность — мы хотим честной реакции слушателей на наши слова. Или мы можем хотеть действия, которое, как мы надеемся, удовлетворит наши потребности. Чем яснее мы понимаем, чего хотим от другого человека, тем выше вероятность того, что наши потребности будут удовлетворены.

Если в ответ на отказ звучит критика или осуждение, то это было требование.

Если собеседнику в ответ на его отказ навязывают чувство вины, то это было требование.

Если в ответ на отказ человек проявляет понимание по отношению к собеседнику, тогда это была просьба.

Обращаясь к кому-то с просьбой, полезно сканировать свой ум, чтобы проверить, нет ли там мыслей, которые автоматически превращают просьбы в требования:

• Он должен прибирать за собой.
• Она обязана делать то, что я говорю.
• Я заслуживаю прибавки к зарплате.
• С моей стороны справедливо будет задержать их.
• Я имею право на большее количество свободного времени.
Когда мы оформляем свои потребности с помощью таких мыслей, нам приходится осуждать других, если они не выполняют наши просьбы.

свернуть

В книге так же будет описано, как прислушиваться к чувствам и потребностям других, как строить диалог, чтобы лучше понять собеседника, как верно сочувствовать или, услышав что-то задевающее, не принимать это на свой счет и не обвинять в ответ.

цитаты

картинка Tin-tinka Когда люди говорят со мной подобным образом, у меня есть несколько вариантов реакции. Первый — принять высказывание полностью на свой счет. Я знаю, что веду себя подобным образом, когда испытываю потребность унижаться, обороняться или извиняться. Еще один вариант (в котором у меня большой опыт) — атаковать человека в ответ на то, что кажется мне атакой, направленной на меня. В данном случае я выбрал третий вариант — сосредоточиться на том, что могут означать утверждения этого человека.

Осуждение, критика, диагнозы и интерпретация чужих действий — все это искаженные выражения наших собственных желаний. Если кто-то говорит: «Вечно ты меня не понимаешь», то на самом деле он пытается донести до нас, что его потребность быть понятым не удовлетворяется.

Осуждение других — это искаженные выражения наших собственных неудовлетворенных потребностей.

Когда мы выражаем свои потребности не напрямую, а посредством оценок, интерпретаций и образов, другие могут слышать в этом критику в свой адрес. А когда люди слышат нечто похожее на критику, они направляют свою энергию на самозащиту или ответный удар. Если мы хотим, чтобы реакция других была наполнена сопереживанием, то оказываем себе плохую услугу, когда для выражения своих потребностей начинаем называть мотивы чужих поступков или ставить диагнозы. Но чем откровеннее мы заявляем о своих потребностях, тем легче другим отнестись к нам с пониманием.

Если мы выражаем свои потребности, у нас больше шансов, что они будут удовлетворены.
картинка Tin-tinka картинка Tin-tinka

свернуть

Тут будут знакомые многим методы отзеркаливания, перефразирования, которые часто можно встретить в книгах про воспитание детей.

цитаты

Вместо эмпатии мы часто склонны предлагать советы или утешение и объяснять собственную позицию и чувства. Что же касается эмпатии, она требует, чтобы мы полностью сосредоточились на том, что хочет выразить другой человек. Мы предоставляем другим необходимое им время и место, чтобы они полностью выразили себя и чувствовали себя понятыми.

Холли Хамфри выделила несколько распространенных моделей поведения, которые не дают нам в достаточной мере присутствовать и устанавливать эмпатические связи с людьми. Вот примеры:
• Совет: «Я думаю, тебе нужно…» «Как же могло случиться, что ты не…?»
• Соревнование: «Да это просто мелочь, ты послушай, что случилось со мной!»
• Поучение: «Ты можешь извлечь из этого очень ценный урок, если просто…»
• Утешение: «Проблема не в тебе, ты сделал все возможное».
• Рассказ о собственном опыте: «Вот, помню, у меня когда-то…»
• Подавление чужих эмоций: «Веселее, не вешай нос».
• Проявление сочувствия: «О, бедняга…»
• Выспрашивание: «Когда это началось?»
• Объяснения: «Я позвонил бы, но…»
• Исправление: «На самом деле все было не так».

В ННО наше перефразирование принимает форму вопросов, которые выявляют наше понимание и в то же время дают собеседнику возможность поправить нас в случае необходимости. Вопросы могут быть сосредоточены на таких компонентах:

1. Что наблюдают другие: «Это твоя реакция на то, что на прошлой неделе я часто уходил по вечерам?»

2. Что чувствуют другие и какими потребностями вызваны эти чувства: «Тебе обидно, потому что ты хотел бы большего признания твоих усилий?»
3. О чем просят другие: «Ты хочешь, чтобы я объяснил тебе, почему высказался именно таким образом?»

Когда мы просим об информации, нужно сначала высказать собственные чувства и потребности.

Многие из таких вопросов могут вызвать у собеседника ощущение, что его экзаменует учитель в школе или что он на приеме у психотерапевта. Но я обнаружил, что, когда мы все же решаем попросить о нужной нам информации таким образом, люди чувствуют себя более защищенными, если мы сначала высказываем наши собственные чувства и потребности, которые породили этот вопрос.

свернуть

Но не только про эмпатию к другим рассказывает психолог, ещё и про установление контакта с самим собой, об умении прощать себя, учиться на ошибках. Интересно было прочесть про метод замены понятия «я должен» на «я выбираю».

цитаты

Чтобы проявлять эмпатию, мы должны ее получать. Когда мы чувствуем, что заняли оборонительную позицию или не в силах проявлять эмпатию, нам нужно 1) остановиться, глубоко подышать и проявить эмпатию по отношению к себе; 2) закричать без агрессии; 3) сделать паузу.

Есть одно слово, очень хорошо умеющее провоцировать чувства вины и стыда. Это мощное слово, которое мы часто используем, чтобы оценивать себя, настолько глубоко усвоено нашим сознанием, что многим было бы сложно представить себе жизнь без него.

Это слово — «надо». Мы говорим: «Мне надо было лучше разобраться» или «Мне не надо было так поступать». Употребляя это слово по отношению к себе, мы в большинстве случаев противимся новому опыту, ведь «надо» подразумевает, что выбора нет.

Составьте на листке бумаги список всего того, что вы, по вашему мнению, должны делать. Внесите туда все то, что вы терпеть не можете, но все равно делаете, убеждая себя, что выбора нет.

Закончив составлять список, честно признайтесь себе, что делаете все это потому, что это ваш выбор, а не обязанность. Добавьте перед каждым пунктом списка слова «Я выбираю…».

Признав, что определенная деятельность является вашим выбором, осознайте намерение, скрывающееся в основе вашего выбора, дополнив утверждение: «Я выбираю… потому что хочу…»

В каждой ситуации выбора помните о том, какую потребность хотите удовлетворить.



свернуть

Не обошел стороной автор и тему гнева, а также применения силы, когда речь идет о защите жизни или прав человека.

цитаты

Обвинение и наказание других — это внешние проявления гнева. Если мы хотим полностью проявить свой гнев, то первый шаг — снять с других какую бы то ни было ответственность за наш гнев. Мы направляем свет своей осознанности на свои собственные чувства и потребности. Высказывая свои потребности, мы имеем намного больше шансов их удовлетворить, нежели осуждая, обвиняя и наказывая других.
Четыре шага к выражению гнева таковы:
1) остановиться и сделать несколько вдохов и выдохов,
2) определить наши осуждающие мысли,
3) установить связь с нашими потребностями,
4) выразить наши чувства и неудовлетворенные потребности.
Иногда в промежутке между шагами 3 и 4 мы можем решить проявить сочувствие к другому человеку, чтобы он лучше мог услышать нас, когда мы выскажемся на этапе 4.

Когда людям плохо, часто нужно проявить по отношению к ним эмпатию, прежде чем они смогут услышать, что им говорят.
Если страдания длились долго, особенно важно проявить достаточно эмпатии, чтобы стороны были уверены, что их страдания признаны и поняты.

В ситуациях, когда нет возможности общаться, — например, в моменты опасности, — нам может понадобиться защитное применение силы. Намерение, лежащее в основе защитного применения силы, состоит в предотвращении страданий или несправедливости и ни в коем случае не в том, чтобы заставить человека страдать, раскаиваться или меняться. В результате карательного применения силы часто возникают враждебность и сопротивление тому самому поведению, которого мы хотим добиться. От наказания страдают добрая воля и самооценка. Оно заставляет нас думать не о сути наших действий, а о последствиях. Обвинения и наказания не создают в людях той мотивации, которой мы бы хотели.

свернуть

Так что, подводя итог, это весьма четко структурированная книга, которая легко читается и не перегружена излишними отвлечениями от сути общения, которое опирается на эмпатию и взаимопонимание. Маршалл Розенберг утверждает, что используя ННО можно не только улучшить отношения в семье, но и решить многие конфликтные ситуации, как среди враждующих народов или группировок, так и в коллективах, например, на работе или в учебных заведениях.
картинка Tin-tinka

Комментарии


Уже скачала, спасибо :) А можно читать без первой части?


Да, книги не связаны и если читать обе, получается повтор некоторых моментов. Ты главное пропускай вступление и всякие отзывы хвалебные, они всех бесят и лишь удлиняют произведение )


И эту получается нужно двигать в желаемых ) Спасибо за рекомендацию)

Надеюсь понравится)


Маршалл Розенберг утверждает, что используя ННО можно не только улучшить отношения в семье, но и решить многие конфликтные ситуации, как среди враждующих народов или группировок, так и в коллективах

Я то уже точно не прочитаю сии вирши Галина, поэтому интересно спросить, вы действительно думаете, что в мире материального такие книги (советы из книги) способны исправить противоречия между людьми и государствами? Или такие книги просто учат быть хамелеоном и расходиться миром до критической точки, пока не настанет вал этих противоречий?


Какое интересное наблюдение, Сергей, заставило меня поразмыслить.
Думаю, что и вы правы, и автор. Если люди претендуют на один и тот же ресурс - конкретную женщину, конкретную территорию, конкретную позицию в обществе - то вы правы. Но на самом деле таких ситуаций совсем не много, обычно людей устраивает какая-то женщина, территория, позиция в обществе и прочее, подходящие под определённые критерии. А ещё чаще большинство просто хочет чувстовать себя комфортно, защищённо и уважаемо и не напрягаться - а уж это им можно дать самыми различными способами и с помощью самых различных ресурсов.


Какое интересное наблюдение, Сергей

Ну это не мои мысли, перефразируя классиков - я лишь стою на плечах гигантов)) А гиганты не были религиозными людьми, были материалистами и привыкли описывать окружающий мир, как мир материальный.
Так вот в материальном мире есть неразрешимые противоречия, их можно скрывать, затушевывать, какими-то реформами, действиями (либо бездействием) - иначе быть хамелеоном, но через 50, 100 лет настанет вал из противоречий и они могут исчезнуть только при одном условии - если сам наш мир и его основы поменяются!
Так вот тысячи таких книг, как эта, лишь попытка на ближайшие 5-10 лет смазать эти противоречия, скрыть их.
Увести человека от мира материального в мир идеализма.
Надеюсь объяснил))


Да, объяснили, и отчасти вы правы. Только ремарка - гиганты были религиозными людьми. Любые убеждения - хоть идеалистические, хоть материалистические - по сути своей вера :)


Любые убеждения - хоть идеалистические, хоть материалистические - по сути своей вера :)

Значит по вашему Ньютон был верующим человеком, потому-что его три закона - это тоже вера?
Я верю в три класических закона механики - значит я верующий человек и все физики и математики такие же?


Я считаю, что к этому нужно стремиться,потому что иначе что -война? Но ведь многие авторы отмечают, что она не выгодна ни экономически, ни психологически для народа. Множество жертв, испорченные здания, да и тратить ресурсы на оружие вместо того, чтобы развивать что-то действительно нужное.

И главное, каждая страна пытается убедить свое население,что без этого нельзя было, хотя возможно это лишь неумение политиков договариваться, нежелание найти компромисс, умерить свои аппетиты и т.д.

Так же как и насилие по отношению к недовольным, кто протестует против действия властей - разве это на пользу? Разве революции не случаются от того,кто кто-то силой пытался заткнуть протестующих,вместо того что бы направить их энергию в мирное русло, для созидания.

Насилие свойственно ещё нашим предкам обезьянам, человек должен развиваться и отказывать от насилия,на мой взгляд, а не искать оправдание, что без этого никак не обойтись


Я считаю, что к этому нужно стремиться,потому что иначе что -война?

В рамках современного законодательства приходится включать "эзопов язык")) А что если я скажу, что в рамках нашего мира войны будут всегда?
А что если между государствами всегда буду противоречия как между конкурентами в мире конкуренции?
И что конкуренты никогда не смогут договорится в долгосрочной перспективе?
И что мир настанет тогда, когда уйдут противоречия и конкуренция?
А уйдут они только тогда, когда весь мир переустроится?


Если не умерят аппетиты и будут претендовать на весь пирог вместо его куска и всем нужные ресурсы, вместо того, чтобы найти тот ресурс, который мало кому нужен, но имеет потенциал развития, действительно никогда не смогут.
Главное - не конкурировать за малозначимые вещи. А если конкурировать за значимые, то можно получить массу удовольствия, как получают его политики, революционеры, генералы и владельцы бизнесов, играя в real life военные стратегии и Монополию живыми людьми :)


Если не умерят аппетиты и будут претендовать на весь пирог вместо его куска и всем нужные ресурсы

Вот это и есть идеализм))
Вера в то, что в мире материального где все подчинено материальному вдруг будет какое-то ЕСЛИ.
Я понимаю, это очень трудно принять, я сам когда-то был идеалистом и верил, что в мире материального можно поменять что-то идеей.
Понимаю, что звучит как приговор, но в мире материального всегда буду противоречия, всегда)) Хоти вы того, не хотите, надейтесь что придет вместо одного человека другой, который все исправит - в мире материального никто не способен устранить эти притиворечия.
У вас гнилой фундамент, ладно у нас гнилой фундамент в доме)), мы красим стены, меняем проводку и даже жизнь немножко светлее становится, мы даже надеемся что новый управдом все изменит, но дом лет через 20-30 а может сто рухнет - фундамент то гнилой.


Мне нравится ваш подход, Сергей! Я тоже не считаю, что в мире можно и, главное, нужно что-то исправлять. Надо играть в него - делать, что хочется, и смотреть на результаты :) В целом, так все и делают ))


уйдут они только тогда, когда весь мир переустроится

вот автор и призывает мир перестроиться, начать с себя и менять его, менять подходы в школах и т.д.

Потому что недостаточно захватить власть и перестраивать насильно капитализм в коммунизм, как показала история, неперестроенные люди все равно его вернули. Значит, все же работа снизу должна проводится, люди должны меняться и не считать вариант "убить несогласных" хорошим


Я так думаю, что эта книга для тех, кто в принципе плюс-минус на твоей волне. Если кто-то в принципе плохо к тебе относится или видит в тебе не человека, а ресурс или препятствие к получению ресурса, он тебя не воспримет, как ненасильственно ты с ним не общайся. Но в общении с близкими или теми, кто ниже тебя, книга полезна для того, чтобы они чувствовали себя услышанными и уважаемыми (и не сопротивлялись, гыгы :D)

Я вот давно ищу книгу, которая описывала бы эффективное общение с теми, кто выше тебя и кому как минимум ничего от тебя не нужно, а как максимум - они хотят тебя использовать. По-моему, вершина коммуникации - это когда кто-то плохо к тебе настроен и вообще хочет тебя использовать, а в процессе общения они сами становятся готовы для тебя что-то сделать. Это называется обаянием, но никто не может сказать, из чего оно состоит.

Вот мне статья об этой Антоновой в этом плане понравилась https://www.sovsekretno.ru/articles/bezopasnost/tokchisnye-elementy/

А вот и паренёк, который её обаял https://es.linkedin.com/in/ricardo-segura-rinc%C3%B3n-78575a124 Гендир одного из мадридских магазинчиков автозапчастей :D https://recambiosvallecas.com/


которая описывала бы эффективное общение с теми, кто выше тебя и кому как минимум ничего от тебя не нужно, а как максимум - они хотят тебя использовать.

Если автору верить, то ННО как раз такие ситуации решает

Он в прошлой книге приводил пример общения,когда к нему относились враждебно или когда пытались решить конфликты две враждующие стороны, а он выступал медиатором.Вообще про посредничество в конфликтах было достаточно много примеров.

Другое дело,что сложно проверить,а не обманывает ли нас писатель, может он все придумал и упростил.

Но автор подчеркивает, что ННО не заставит купить что-то ненужное) Это не мошенничество, не гипноз и не манипуляции ради своих целей, тут скорее духовная составляющее, ради мира и добра)

Кому это не близко,тот и книгу читать не будет.

Я как-то рассказывала о ней знакомой, она сказала: а зачем мне компромиссы, я беру, что хочу, а если человек мне не нужен,вычерчиваю его из жизни, смысл искать к нему подходы)

Так что на вкус и цвет)


Да, согласна. Кому нужен весь пирог, тот будет стараться его взять.


Я как-то рассказывала о ней знакомой, она сказала: а зачем мне компромиссы

Вообще-то автор несколько раз подчеркивает, что ННО это ВООБЩЕ не про компромиссы. Там каждая сторона чем-то жертвует, чтобы прийти к согласию. А в ННО - нет. Каждая сторона в итоге получает то, что первоначально хотела


Женя, тебе не кажется, что это звучит утопично? В том же воспитании детей: например, ребенок хочет есть сладкое без остановки, отказываясь от полезной еды (или смотреть Ютюб много часов подряд) Тут ведь без компромисса никак? Ну если родитель, конечно, не пустит все на самотёк и или наоборот, не включит "тирана".

Потому что сколько не объясняй про здоровье и вред сладкого/ экранов для зрения, вряд ли можно до маленького донести все грустные последствия такого поведения

Возможно моя "ограниченность" ( или без кавычек надо написать) мешает мне увидеть иные точки зрения и я во всём почти вижу только компромиссы?


Как пока что получается, Галя?


Не скажу, что книга мою жизнь перевернула) В основном с ребенком экспериментирую, больше озвучиваю свои чувства и пытаюсь зеркалить ее)

А ты применяешь что-то из этой книги?


Иногда. Но применяю не на практике, а только на уровне теории. Пытаюсь понять почему люди (включая меня) делают или чувствуют так или иначе. Идиотизм диалогов в книге напрочь отбил у меня желание практиковать нечто подобное.


Да, диалоги звучат непривычно) Возможно перевод не очень, а может быть, просто все новое(например, иностранный язык) вызывает в начале отторжение) Но ходить со шпаргалкой, как один из героев, я точно не планирую)


да, интересные комментарии вам, Галя, написали..В какие-то прошлые годы столько прочитала, а сейчас пока не хочется, имею ввиду тех, где разные техники описываются. Просто я из тех, кто бысмтро "подсаживается на удочку" подобного. не отрицаю никогда, что эти описанные средства работают, но я, узнав о них, мгновенно ищу в себе и собеседниках описываемое. Не всегда, конечно. Но буквально на днях слушала много о старении, техниках НЛП. многое поняла для себя. Вы, Галя, описали очень с большой заинтересованностью. Думаю, автор книги объединил в ней ранее известное, назвав этой техникой. Психотерапевтам она будет полезна. С уважением.