Больше рецензий

1 марта 2024 г. 12:12

202

3 Кулуарная болтовня

Вообще мысль, что, возможно, я на самом деле не так уж и люблю Стивенсона, подкралась ко мне ещё на моменте "Семиевия", и с каждым новым романом она только укрепляется. Как будто бы это ещё один автор, которого я люблю вопреки, потому что каждый раз одно и тоже: такое живое интригующее начало - и такое непонятное что-то дальше, что непонятно, а зачем.

Аннотация, как обычно, была довольно многообещающей.
Я люблю фантастику ближнего прицела, потому что часто она обнажает проблемы современности куда острее, чем это возможно в реальном мире, и даёт если не предложения, то хотя бы идеи на поразмышлять, и здесь вроде бы был простор: экологические катастрофы, Земля неумолимо затапливается, человечество не очень понимает, как ему жить, вокруг сплошные эпидемии, гуманитарные катастрофы и попытки не потерять всё нажитое непосильным трудом. Посреди ощущения грядущего апокалипсиса есть группка иллюминатов с деньгами, связями и верой в свою избранность, которая планирует починить климат (вернее, дать относительное добро на то, чтобы климат починили за них), но при этом немножко не учитывается, что Земля - она как бы единое целое, и потрогай в одном месте - обвалится в остальных.
Хорошо же?
Хорошо.

Отличный такой политический триллер с футуристическими прогнозами о том, что всем нам грозит.
Мог бы получиться, но что-то пошло не туда.

До последнего ждала, когда в книге всё-таки случится уже сюжет, но он так и не начался.
Те крохи внятного действия, которые можно выцепить из удивительно занудных описаний, выглядят довольно средненько. Очередной гений, плейбой, миллиардер и филантроп решает осчастливить человечество тем, что будет стрелять в небо из пушек серой, что должно понизить среднюю температуру Земли на сколько-то градусов, часть сильных мира сего не против, а часть - против, и та часть, которая против, посылает практически ниндзю-убийцу остановить всю эту затею.
И да, всё это растянуто на почти восемьсот страниц.

Остальное пространство текста занято пересказом разнообразных статей Википедии: о сикхах, о Новой Зеландии, о Перу, об истреблении аборигенов колонистами и колонистов - аборигенами, о конфликте в Гималаях, об истории монархии. И о страшном угнетении Китаем всех бедных и несчастных, потому что а как без этого.
Вообще Стивенсон всегда был склонен выдавать тонну исторических справок о том, что он имеет ввиду, но почему-то в других романах эти лирические отступления мне казались более органическими. Хотя, может, дело в том, что ни одна из освещаемых тем лично мне не была интересна, и я уже просто пролистывала все эти бесконечные разборки о том, кто когда у кого отжал рудник и как этим обидел местное население Папуа.

Для такого объёма текста в романе удивительно мало запоминающегося... Всего. Сцен, образов, разговоров, рассуждений; к финалу мне стало казаться, что, если бы не громкое авторское имя, роман бы получил куда меньше позитивного внимания, потому что по сути своей он довольно пустой. И даже близко не дотягивает до какого-нибудь "Анафема", полного очень своеобразных авторских взглядов и рассуждений.
А тут что? Давайте любить природу, мать вашу?
Давайте. А можно, я пойду.
Даже не уверена, что стоило дочитывать целиком, ведь, на самом деле, если прочитать первые две главы и последние, полнота восприятия сюжета ничуть не пострадает, просто заняло бы это всё у меня намного меньше времени.

Персонажи состоят в равной мере из нытья и самолюбования, все они бесконечно драматичны в своей нелёгкой жизни (особенно королевы, венецианские дворянки и прочие нефтяные короли, тяжести их судеб очень сочувствуем, очень), и привлекательным среди них, пожалуй, кое-как я могу назвать лишь Руфуса. Он меньше всех занят рассуждениями о высоких материях, чем лично меня более всего и привлекает, вдобавок вместо того, чтобы решать - в своём воображении - как дальше следует пойти человечеству, просто прикрывает задницы окружающим. Лёгкий флёр индейского происхождения придаёт ему загадочности. А, ну и Аманда, пожалуй. Особенным её плюсом является то, что она практически всё время молчит, а это значит, что нет ещё двухсот страниц томных разговоров.
Остальные смотрятся или картонными образами, или пародиями на картонные образы.
Что, в целом, стало для меня неприятным удивлением, потому что обычно Стивенсону неплохо удавалось делать интересных действующих лиц; но в какой-то момент его как будто укусил Нетфликс, и он тоже решил, что если сделать персонажа альтернативным во всех возможных измерениях, это придаст выразительности образу.
Ну... Нет?
Честно, мне куда интереснее было бы прочитать про действия китайской разведки, чем про то, как преисполнившийся в познании гражданин Канады почувствовал своё сикхское наследие и решил, что теперь он в эйфории сольётся с родными пенатами, или про то, как королевский советник чувствует себя спокойнее в толерантных Нидерландах из-за своей ориентации. Мне абсолютно плевать на их ОБВМ, и я не понимаю, почему должно быть иначе.

Из того, что, наверное, мне как-то понравилось: тот факт, что вместо заезженной пластинки про героические спецслужбы США Стивенсон внезапно вытаскивает наружу нежные отношения разведок двух совершенно других стран, а именно Индии и Китая, и это было, ну, хотя бы свежо. Не так часто встречаются истории о том, как на территории США безнаказанно резвятся чужие агенты, и по итогу спасает всех не АНБ, а парочка реднеков с ружьями и лошадками.

В остальном же мне было никак. Я мучила этот роман долго-долго, потому что читать его было абсолютно неинтересно, и местами по-прежнему неплохой саркастичный юмор Стивенсона просто не вытаскивал общее уныние повествования, выстроенного на одних бесконечных диалогах и поездках. Всё действие буквально повторяет любой "симулятор ходьбы": пойди туда, поговори с тем, подними вот ту бумажку, иди в следующую локацию, а вялые рассуждения об ответственности человечества за изменения климата убеждают только в том, что у человечества слишком много самомнения.
Как-то Земля побывала снежком и цветущими джунглями задолго до людей, и явно побывает после.
Мне даже так и не стало до конца понятно, какого мнения сам автор придерживается относительно зелёных, прогрессивной экологической экономики, человеческой ответственности и вот этого всего. Над европейскими квотами он вроде как стебётся, но и про Шмидта особо хорошего сказать нечего.
А если идея в том, что любое действие или его отсутствие имеют последствия, а обстановка способна катастрофически смениться к худшему от непродуманных решений, то... Ладно, иногда прописные истины - это тоже неплохо, хотя лично я не уверена, что "Синдром отката" - такой случай.

Это определённо не самая ужасная вещь, которую я читала, но потраченного времени книга не стоила. Но самое грустное, что это определённо не тот уровень что идеи, что исполнения, который я предвкушала для такого мэтра фантастики, как Стивенсон. Прицепить королевскую корону к повествованию - неплохой ход для привлечения внимания, но и только.
Впрочем, я же наверняка до следующей книги Стивенсона всё это забуду, и снова буду грызть кактус, но вот прямо после прочтения мне скорее грустно. Хотя основное ощущение, которое у меня осталось - разочарование.