Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

8 марта 2024 г. 11:02

9K

4.5 Учительский урок дьявольской мести…

Эта книга о мести: жестокой, разрушающей, убивающей...
Мы иногда оправдываем гнев отмщения, называя его праведным. Нести достойно потери и прощать врагов могут только святые. Но это христианская философия, а как обстоят дела в Японии? Канаэ Минато демонстрирует японский вариант воздаяния за отнятую жизнь. Для полного освещения истории убийства писательница рассматривает ее с разных позиций: у каждой главы имеется свой рассказчик.
Первую главу открывает учительница Юко Моригути, потерявшая единственную дочь. Смерть четырехлетней девочки списали на несчастный случай, но она знает, что убийцы - ее ученики. Юко Моригути говорит о ювенальном праве, когда закон находит эффективный способ реабилитации для несовершеннолетних преступников, ссылаясь на то, что ребенок еще не сформирован как личность. У школьных учителей недостаточно прав, они часто оказываются в зависимом положении. Рассказанные случаи подтверждают безнаказанность малолетних правонарушителей.

Мы, учителя, даже зная, что ученик пронес в кармане оружие, не имеем права конфисковать ваше имущество. Вы просто скажете, что носите его с собой для самозащиты, и мы ничего не сможем сделать. Если мы сообщаем руководству о своих опасениях, нам говорят «продолжать наблюдение». Только когда нож станет причиной трагедии или кто-то от него пострадает, мы имеем право его забрать. Конечно, будет уже поздно! Обязательно найдутся те, кто осудит нас за то, что мы знали о ноже, но ничего не сделали. Так кто в этом виноват? Учителя, не обращающие ни на что внимания?

Юко Моригути не устраивает такой порядок вещей, она создает собственный сценарий мести...
Вправе ли мы вершить самосуд, если нас не удовлетворяют законы?
У погибшей Манами есть отец и мать, их взгляды расходятся в этом вопросе. Сакураноми верит в исправление. Кто из них окажется прав?

Канаэ Минато не спешит убеждать читателей в истинности той или иной точки зрения. Признаюсь, я долго верила, что прощальная речь учительницы всего лишь демонстрация мести, тактический ход, заставящий пересмотреть привычные взгляды. Читательское мнение точно будет меняться.
Вторая глава выложена от имени президента класса Мидзуки. Она представляет собой своеобразное письмо учительнице в виде сочинения. Девочка тоже сомневается в эффективности ювенального права. Она высказывает довольно жестокую мысль.

Я думала, что в подобных случаях даже суд не нужен – достаточно просто отдать преступника в руки семье погибшей и позволить им сделать с ним все, что им угодно. Только семья жертвы имеет законное право решать, как поступить с убийцей, – такое право было и у вас, сэнсэй. Суд нужен только тогда, когда у жертвы никого не осталось.

Ключевое слово в цитате "думала" в прошедшем времени. События стремительно развиваются и разительные перемены не заставляют себя ждать.
Третью главу пишет сестра убийцы Б. Вернее, она выносит на суд дневник матери.
Позже слово дают и самим А. и Б. - Сюи Ватанабэ и Наоки Ситамуре.

Иямису - одно из основных направлений в современном японском детективе. Его задача заключается в исследовании темных сторон человеческой души. Канаэ Минато считается признанным мастером жанра, ее называют "королевой" иямису. В английском языке название жанра звучит как eww-mystery (противная тайна): героям книги сложно сопереживать, они вызывают раздражение и отторжение.
Дьявольская месть - лишь одна из демонстрируемых граней. Читателям придется столкнуться со многими проявлениями страхов, страстей, психических отклонений, которые толкают героев на преступления... В этой книге много убийц, не всегда явных, но сыгравших свою роль в формировании преступников.
Убивающее чувство зависти. Сюя Ватанабэ желал быть любимым ребенком, таким как маленькая Манами. Все его действия - жажда быть замеченным мамой, которая откупается обманом.
Убивающий страх прослыть неудачником. Эта характеристика относится к образу Наоки Ситамуры, но за нею скрывается родительское действие и бездействие: ничего не замечающий отец и мать, не допускающая мысли о крушении идеального образа семьи. За этот образ она готова платить любую цену. Убийство включено в прейскурант.
Убивающая месть...

Слышишь, Ватанабэ-кун? Я наконец свершила свою месть.
Как думаешь, а ты сделал первый шаг на пути к исправлению?

Аудиокнигу слушала в исполнении Анастасии Лазаревой. Чтице удалось подобрать верный тон к каждому герою. Интонации и эмоции актрисы отлично дополняли образы.

Книга прослушана в играх Собери их всех! и Лампомоб-2024 (огромное спасибо за совет ika1976 ), группах Мир аудиокниг, Чарующая Азия и Книжный винегрет.

Комментарии


Жёсткая книга, но я была практически до самого конца на стороне гг, кстати, буквально неделю назад дошли руки до экранизации, тоже понравилась.


Жесткая. Мне приходилось постоянно прерываться. Принять чью-то сторону даже не пыталась - это же японцы! Мне их никогда не понять.


Я, наверное, уже слишком в них погрузилась, понять могу, но вот принять далеко не всё)


Мне проще понимать, наблюдая со стороны. Например, со стороны Акунина, когда он объясняет поведение и поступки японцев.


Ещё один повод для меня вернуться к этому автору)


(это был намек)))


Классная книга, финал, правда, неоднозначный! Он по сути поставил учительницу на одну ступень с убийцами..
И да согласна насчёт начитки - очень здорово чтица передала эмоции всех героев! Вот прямо с первых слов тон верный!)


Если бы подобное случилось у нас, подумала бы, что учительница свихнулась. Но в Японии месть - дело чести. Для меня это жутко.


Это точно! Насколько разные менталитеты, но тем интереснее читать про них)


Интересно, так как хочется понять.