Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

9 марта 2024 г. 21:03

230

4 В Турции не на отдыхе

Первая книга из трилогии о приключениях молодого английского рыцаря Лео Торнвилля, которого не очень-то привлекает сложившаяся обстановка в Англии в эпоху междоусобных войн Алой и Белой Розы. И хотя после битвы при Тьюксбери (1471) король Эдуард IV, разогнав Ланкастеров, вроде бы прочно утвердился на троне, однако, ходят слухи, что он собирается воевать на континенте в союзе с герцогом Бургундским против французского короля, что далеко не всех англичан вдохновляет, в том числе и Лео. Англия устала от войн, кровопролитий и разорений.

Сам Лео потерял всех своих родственников в борьбе Йорков с Ланкастерами, и хотя сам он рыцарь и воин, но относится скептически к новым авантюрам.

Но книга вовсе не про войну Роз и вообще не про Англию. Это всё присказка, пролог. Вернее, пролог состоит из долгого интересного разговора между Лео и единственным оставшимся у него родственником – дядюшкой Арчибальдом, аббатом Киркстидского цистерцианского монастыря. Дядюшка у него - человек замечательный, умный, образованный, с широкими взглядами, с долей здорового цинизма, философ, богослов, архитектор, коммерсант, пивовар и бог знает кто ещё, вплоть до химии и проведения экспериментов по выплавке чугуна.

От предложения дяди принять сан и стать его преемником в аббатстве Лео отказался, считая, что это не для него. И тогда дядюшка предложил ему дело по душе – отправиться на Кипр, где у него уже были связи, для закупки вина, сахара, тканей и прочего. Лео получает последние дядюшкины наставления и весной 1474 года на небольшом судне (когг, предшественник каракки) отправляется в Средиземноморье навстречу приключениям.

На Кипр Лео Торнвилль добирается вполне благополучно и даже выполняет свою миссию, но в Англию ему вернуться не суждено. Нынче хозяева на Средиземноморье османы, и едва отчалив от берегов Кипра, английский корабль подвергается нападению турецких пиратов, и Лео на целых 4 года попадает в плен к туркам. Его приключения в Турции разнообразны, несколько раз он пытается бежать, несколько раз меняет хозяев, его продают на рынке рабов, он работает на разных работах, его уводят в глубь страны, в горы, а какое-то время он пребывает у старого учёного богатого турка на довольно сносных условиях, многому учится, и прежде всего языку, однако наотрез отказывается принять ислам.

Книга заканчивается тем, что Лео наконец-то обретает свободу и отправляется на Родос помогать рыцарям-иоаннитам (госпитальерам) отстоять остров в предстоящей схватке с султаном Мехмедом. А значит, надо не откладывая, читать продолжение.

Надо отметить своеобразный стиль автора. Повествование замедленное, текучее, описания действия, сюжетные ходы, диалоги часто перемежаются небольшими отступлениями автора на исторические, архитектурные, военные, экономические и другие темы. Это неудивительно, так как у Старшова много книг нон-фикшн на темы Средиземноморья, религиоведения, Византии, Малой Азии, Элладе, православным местам, и он знаком с этими темами глубоко.

Так, во время пребывания Лео на Кипре мы вместе с ним совершаем экскурсию по Фамагусте, улицам, храмам, её мощной крепости. Во время пребывания Лео в Турции по ходу между приключениями также узнаём много фактического исторического материала. Мне не было скучно. Иногда автор позволяет себе сказануть что либо с позиции 21-го века, ведя разговор напрямую с читателем, но тут же спохватывается, ах, да, что же там с Лео. Было местами забавно. Что касается построения сюжета, ритма повествования, то здесь есть огрехи. Некоторые моменты недостаточно подробно показаны, например, то, как наш рыцарь освободился из плена, слишком схематично и не совсем убедительно.