Больше рецензий

15 марта 2024 г. 15:49

70

5

Тема ассимиляции мигрантов из бывших колоний в европейских странах уже не первый десяток лет пользуется повышенным интересом. Но преимущественно с правовой точки зрения. Противоречия традиционно-религиозного уклада и необходимости ведения светской жизни периодически будоражат мировую общественность и приводят к серьезным конфликтам.

Одну из самых болевых точек на теле Европы в этом смысле представляет Франция - и во многом благодаря истории неоднозначной колониальной политики этой страны на севере Африки.

Произведение Алис Зенитер "Искусство терять" - это семейная сага о трех поколениях кабильской семьи, берущей свои истоки в Алжире. Патриарх семьи - Али, по местным меркам человек зажиточный, как участник Второй мировой войны (да, друзья, колонии тоже воевали на территории Европы) получает пенсию от французского правительства. В разгар национально-освободительного движения в стране Али делает выбор в пользу коллаборации с властями метрополии и...ошибается. Осознав смертельную угрозу, нависшую над его семьей, он принимает непростое решение бежать во Францию.

Трудный путь ассимиляции в чужой стране для старшего поколения оборачивается определенными сложностями и для младших – в первую очередь, для тех детей большой семьи Али, которые были рождены еще в Алжире. Но время идет, и первенец Халид уже лучше говорит по-французски, чем по-арабски, делает заметные успехи в учебе, поступает в колледж и женится на француженке. Алжирское прошлое семьи из болезненной темы превращается в табу, которое возводит непреодолимую преграду в отношениях между отцом и сыном.

Колесо Сансары делает очередной оборот, и уже дочь Халида – Наима, искусствовед по образованию, делает попытку разобраться в истории семьи и если не приблизиться к истокам, то хотя бы понять, кто же она и откуда. От хозяина галереи, где она работает, ей поступает неожиданное указание съездить в командировку в Алжир. И девушке предстоит найти ответ на самый сложный вопрос: возвращается ли она домой или едет в чужую страну, с которой ее ничего не связывает?

Эту книгу не стоит рассматривать как оправдание процессам, идущим в Европе, причем ни с одной, ни с другой стороны. Скорее, это попытка взглянуть на мир мигрантов изнутри, понять, что происходящие процессы очень многогранны. А понимание может стать основой для решения даже самых острых проблем. Пока не стало слишком поздно.