Больше рецензий

16 марта 2024 г. 15:23

56

4.5

Посол римского императора Сигизмунд Герберштейн посетил Москву в 1517 и 1526 гг. Его рассказ о «московитских делах» долгое время оставался основным источником информации о России в Европе, и сейчас исследователи регулярно ссылаются на эти записки.
Итак, а почему, собственно, «московитских»? «Собираясь описывать Московию, которая является главой Руссии… Город Московия, глава и столица РУССИИ, и самая область, и река», – пишет автор. При этом Руссия у него и Литва с Польшей, но «первый – великий князь Московский Василий III выглядит у Герберштейна не очень хорошо – трусливый (в стогу сена прятался, ага), алчный, хитрый, неудачливый в войне. Но всё же сохранивший и даже преумноживший наследие своего великого отца.
Герберштейн достоверно рассказывает о том, чему был непосредственным свидетелем: само путешествие, приём послов в Кремле, великокняжеская охота. Точно передаёт расположение городов. Неплохо пересказывает содержание летописей, добавляя слухи и легенды: о борьбе гордой Софьи Палеолог против татар, поединке рязанских княжичей-братьев в чистом поле и рождении у Соломонии Сабуровой сына. Текст не обходится без фактических ошибок: например, события, связанные с нападением крымского хана на Русь в 1521 г., переданы неверно, хотя Герберштейн ссылается на очевидцев.
В виду слабой информативности о частной жизни, Герберштейн написал о русских женщинах:

«Заключённые же дома, они только прядут и сучат нитки, не имея совершенно никакого права или дела в хозяйстве… Весьма редко допускают женщин в храмы.»

Особенно шикарна последняя фраза. А это замечание, скорее всего, не лишено истины:

«Любовь между супругами по большей части умеренна, в особенности у мужей именитых и знатных. Это происходит оттого, что они женятся на девушках, которых раньше никогда не видели, а затем, занятые государевой службой, вынуждены бывают покидать жён и в это время пятнают себя позорными связями на стороне.»

Очень удивило иностранца, что содомиты и скотоложцы не подвергаются смертной казни.
Кстати, именно Герберштейн случайно придумал древнеславянского бога Услада, неправильно прочитав летописную фразу, что у Перуна «ус злат».