Больше рецензий

17 марта 2024 г. 23:02

Лучшее на Лайвлибе

336

5 "Чей-то приказ превратил эти безмолвные фигуры в наших врагов"

"На западном фронте всё ещё никто никого не разбивал. Может быть, войны теперь не кончаются победой. Может быть, они вообще не кончаются. Может быть, это новая Столетняя война".

- Эрнест Хемингуэй, "Прощай, оружие!", 1929-й год.

Эту книгу я читал около шести лет тому назад, когда все происходящее на планете еще не кричало о том, что в скором будущем грядет глубочайшая жопа, в которой мы очутимся в связи с разгаром одного из самых разрушительных военных конфликтов на карте Европы за последние 70 лет. Это еще не начало Третьей мировой, но некоторые его детали и последствия очень уж похожи на те, о которых писал в своей антивоенной книге «На Западном фронте без перемен» Эрих Мария Ремарк.

Он испытал на своей шкуре все прелести Первой мировой и уж ему-то можно поверить на слово, ибо все то, о чем писатель сказал, сегодня касается нас напрямую, так как мы совершаем в точности все ошибки, которые в свое время допустили предыдущие поколения. Начать надо с того, что люди так и остались управляемым стадом, готовым ринуться друг на друга по первому зову, крику или агитации свыше, при этом многие из них даже не будут думать над причинами этой команды. Надо значит надо, а что будет дальше, так до этого еще нужно будет дожить!

Ремарк со злостью пишет об агитаторах, этаких условных школьных учителях, готовых отправить на фронт целые классы молодых парней, попрекая их трусостью, предательством или другим любым постыдным способом, рождая в неокрепших душах дутое понятие патриотизма, которое не имеет ничего общего с тем, что заключает в себе это слово. Вам это ничего не напоминает? Вся страна втянута в международный раздрай, который политики высосали из пальца, но умирать почему-то обязаны именно рядовые граждане, чей долг с рождения очень близко бродит рядом со смертью.

У нас люди так ничему и не научились, в данном аспекте ошибки и промахи очевидны. В первую очередь, общество гулко стукнули по затылку пропагандой, заставив поверить в иллюзорную ложь, выдаваемую как желаемое за действительное. Те же приемчики, тот же звериный натиск, те же уверения в собственной правоте, и вот уже тысячи сограждан готовы для жертвоприношения. Вы можете сказать, что я утрирую, но мне кажется, что мои рассуждения не так уж и далеки от истины. Достаточно прочитать Ремарка, чтобы понять всю катастрофу современного мира.

Былая спесь и велеречивость пафосных речей слетит с новобранцев при первом же разрыве, когда зазубренные осколки и шрапнель засвистят в воздухе. Не робей, сынок, теперь ты стал солдатом, только забудь о том, что пославшие тебя на убой люди никогда не окажутся здесь! Смысл любой войны заключается в банальном уничтожении населения, будь то собственные граждане или же чужие. Кому какая разница, если заводы, фабрики и цеха заработали с новой силою, что уже начало приносить толстосумам солидные денежные дивиденды?

В тылу алчные бизнесмены, политики и сладкоголосые болтуны будут призывать к действию, брать нахрапом очередной неизвестный городок или село, разрушая в пыль и порошок уцелевшие руины, а потом им взбредет в голову закрепить войска там, где уже ничего не растет, и никто не живет. И пусть позиционная борьба идет с переменным успехом, когда генералы на картах смещают линии и черточки то вправо, то влево, напрочь забывая о том, что на этих рубежах гибнет несметное число народа. Прибудут новые, да и хрен бы с ними, ведь кровавая жатва требует жертв.

При помощи трехкопеечных манипуляций власти заставляют людей биться насмерть с теми, кто еще вчера был соседом, другом или партнером по ту сторону границы. Ремарк пишет об этом весьма точно, задаваясь попутно вопросом, когда пытается разобраться в личности тех, кто отдает эти сумасшедшие приказы? Еще вечером ты торговал с французом, а уже утром вы стреляете друг в друга с остервенелой злобой, пытаясь уложить соперника в грязь на лопатки. И лучше будет, если тот никогда уже не поднимется, оставив свою семью без кормильца и защитника.

Это звучит ужасно, но природа войны так и осталась неизменной. Что еще хуже, люди не видят дальше своего носа, когда встают на уключину некой правоты и оправдывают свою позицию как заранее верную. Ремарк пишет о таких весьма доходчиво, дескать, вот они – пустобрехи, желающие ковать железо чужими руками! Школьный учитель Канторек, например, заливающийся соловьем о важности воинской славы, или местный городской судья, пытающийся вякать о тактике и стратегии даже в присутствии солдата, только что приехавшего с фронта. Возьмем Париж, верно, приятель?

Никому и в голову на гражданке не приходит, что вернувшийся с войны человек уже не способен прижиться на старом месте после всего, что он увидел на разодранных воронками землях, где сотнями гибли его товарищи и друзья. Когда ударной волной их выбрасывало из одежд, после чего бедолаги умирали в жутких мучениях, теряя руки, ноги или собирая разбросанные кишки по полям. В такой момент ты читаешь и ужасаешься не меньше, чем главный герой, так как подобная участь сегодня вполне возможна для каждого из нас. И ладно если убьют, а если покалечат?

Ремарк успевает затронуть и тему госпиталей, где молодые парни превращаются в развалины, ибо война, в первую очередь, уничтожает юность и красоту. Она словно шамкающая старуха насылает проклятие на здоровый дух, силу и округлость черт, оставляя после своего прикосновения лишь шрамы, обрезанные культи и смрадное гниение полуразложившихся тел. Если вы дочитали до этого места и вам вдруг стало неприятно, то я призываю вас задуматься о том, что сейчас нечто подобное происходит в реальности. От этого становится не по себе, ведь это уже не выдумка и не фантазия.

Пауль Боймер попадает в лазарет под крышей католического монастыря, где сестры и монахини пытаются облегчить страдания покалеченных солдат. Наверное, во всей книге не найдется места ужаснее, чем это, когда писатель знакомит нас с условиями, в которых оказались юные калеки. У кого-то из них нет челюсти, кто-то лишился ноги или руки, у кого-то зияет в спине рана, из которой видны дрожащие легкие. Если вдруг больной решил испустить дух, то его уносят в мертвецкую, где тот и умирает, после чего хладный труп уносят в морг. А дальше? Дальше уже не будет дальше.

Поймите же вы, что война не оставит в живых никого из ее участников, потому что в самой ее сути промышляют смерть, хаос и разрушение. Огромные массы людей по щелчку пальцев кайзеров, королей, монархов и Бог весть еще каких лидеров несутся стремглав в закрутившуюся мясорубку, из которой уже трудно выйти обратно. Что происходит сейчас? То же самое, ребята, и нет нам спасения, если мы вовремя не очухаемся. Прочитайте Ремарка, он ведь уже ясно обо всем сказал, мол, хватит убийств, ибо это путь в никуда.

После расправ, грабежей и насилия домой вернутся люди с пошатнувшейся психикой, а то и вовсе живые мертвецы с потухшими глазами. Их парадигма, восприятие мира, квинтэссенция добра и зла будут напрочь уничтожены, у них не будет почвы под ногами. Что же касается истории, то она нам наглядно показала наиболее плачевные варианты развития ситуации. Обрушение экономики, разброд и шатание, массовая безработица, жажда реванша и новая бойня! Я очень надеюсь, что мы способны избежать этого, но порой мне кажется, что точка невозврата уже пройдена.

«На Западном фронте без перемен» - это осмысленная попытка предостеречь нас от роковой черты, ведь кому как не выжившему в горниле войны солдату делать это. Он видел то, что нормальному человеку видеть нельзя. Ремарк, обладая силой художественного восприятия, противился злу в целом и войне в частности. За это его книги сжигали нацисты, он был запрещен при Гитлере, что еще раз доказывает нам его правоту. Люди, заинтересованные в гибели миллионов других людей, будут кричать об обратном и даже доказывать пользу от сражений, но человек думающий никогда не попадется на их уловки.

Ведь даже рядовой Станислав Катчинский, находясь в прифронтовой полосе, правильно уловил мысль о том, что каждому кайзеру нужна как минимум одна война, иначе тот не прославится в истории. Занятный момент, как и то наблюдение Ремарка о том, что министры и короли должны драться между собой сами, как в то же время народ делал бы ставки. Вот была бы потеха, потому что такой вид разрешения конфликтов стал бы самым популярным и справедливым по всей планете. Так что подумайте об этом как-нибудь на досуге...