Больше рецензий

20 марта 2024 г. 09:29

302

4 «Жертва — это человек, с которым вы никогда не познакомитесь.»

Можно изучать записи, читать дневники, слушать рассказы, смотреть видеозаписи, изучать улики. Но ты никогда не узнаешь, как человек улыбался бы именно тебе, как смотрел бы на тебя, как смеялся или плакал, каким бы был, если смотреть не чужими глазами, а своими собственными.

Тогда. Жаркое августовское лето 1984 года. Последнее лето детства. Трое подростков, трое неразлучных друзей Питер, Джеми и Адам отправились гулять в лес, которым был окружен маленький городок Нокнари. Ушли трое, а спустя много часов был найден только один - Адам, намертво вцепившийся в ствол дерева, в крови, которой пропитались насквозь кроссовки, при том что на самом Адаме были лишь мелкие царапины. Адам замолчал на две недели. И не смог ничего вспомнить.

Сейчас. Прошло почти 20 лет. Адам вырос, сменил место жительства, имя (теперь он Роб Райн) и стал полицейским. И по странному стечению обстоятельства именно ему вместе с его верным другом и напарницей Кесси предстоит расследовать убийство 12-летней девочки Кэти Девлин, тело которой найдено в том же самом зловещем лесу в Нокнари.

Прошлое, которое, как казалось Адаму-Робу, осталось далеко позади, напомнит о себе, насылая видения, пробуждая память, сводя с ума и лишая сна. Неужели эти два дела с разрывом в 20 лет окажутся связанными, и Адам наконец узнает, что случилось с его друзьями и кто убил талантливую девочку, у которой впереди было такое многообещающее будущее.

Достаточно большой объем для детектива, да и читалось долго (с наскока такие произведения проглотить не получится), но совершенно не согласна, что здесь много воды или ненужных деталей. Каждое воспоминание, каждое погружение в прошлое, каждый диалог и монолог (пусть и с самим собой) создают объемную картину, раскрывают личности героев и их внутренний мир, приближают к понимаю мотивов поступков и действий. При этом нет ощущения потери динамики. И лично меня совершенно не сбили с толку точка зрения и видение ситуации главным героем. Мои подозрения как "прилипли" к одному из героев, так в конце концов и подтвердились. Но я была обманута в другом.

Роб, который предстает перед нами в начале повествования, и Роб в финале - как будто два разных человека. Повествование от первого лица, путь саморазрушения, отголоски прошлого, мучившие его - должны вызывать сочувствие. Должны, но не вызывают. Скорее наоборот. Сначала было сопереживание, потом непонимание, позднее возмущение, а следом отвращение. Взрослый запутавшийся человек, у которого было все, чтобы выпутаться, а он запутывался еще больше, принося боль окружающим, проявляя жуткий непрофессионализм (куда вдруг все делось) и некомпетентность. Да дурость одним словом.

«Дети живут в волшебных сказках и страшных мифах, о которых не подозревают их родители. Пробираясь по запутанным и тайным тропам, незаметным для чужого глаза, перелезая через завалы мшистых стен, они звонко перекликаются в лесной глуши, и ленточки шнурков вьются за ними, как хвосты комет.»

Расследование. Я пыталась абстрагироваться как могла. То, как поступили с 12-летней яркой, неимоверно талантливой, доверчивой, любящей девочкой - жутко. И вся жуть заключается в том, кто совершил злодеяние и кто его покрывал. Как сознательно бывают слепы люди, находя жалкие оправдания своему поведению и поступкам, как взращиваются монстры. И как они живут с нами бок о бок.

Мне хотелось другого финала. Не для Роба. Но для тех детей, которые ушли когда-то гулять в лес. Все как в жизни. Миллионы преступлений оказываются нераскрытыми, миллиарды преступников гуляют на свободе.

И как всегда риторический вопрос: кто на самом деле виноват - рука, спустившая курок, или голова, эту руку направившая?

«Люди вообще злы и безжалостны, а что касается жестокости бесстрастного ума, который ловко нащупывает ваши слабые места и легко манипулирует фактами, желая добить и сломать вас до конца, — это, похоже, самая чистая, утонченная и цивилизованная форма варварства.»


Дзен