Больше рецензий

rijka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 марта 2024 г. 14:52

48

3.5

Чтение было бы куда более познавательным, если бы не одно но: имея некоторые познания в истории становления криминалистики (сферические, для некой западной цивилизации, общими мазками), я абсолютно не знакома с литературным воплощением расследования уголовных преступлений за исключением, пожалуй, что творчества Агатой Кристи , и то надо заметить, что её археологические заметки и воспоминания показались куда интереснее пары все-таки прочитанных детективных историй.
Тем интереснее оказалось наблюдать как от становления дела расследования убийств и интереса к газетным заметкам мы перешли к современному (высокотехнологичному, научному, снабженному новейшей техникой; по крайней мере в сериалах именно так) подходу и любви к триллерам.
Автор отмечает, что в принципе почти до начала XIX века особого внимания на убийства не обращали. Людям вполне хватало и бесконечных войн и стычек, и эпидемий, и бесчинств властьимущих, которых, кстати, за убийства почти никогда не наказывали, тогда как загреметь на виселицу за воровство было проще простого. Кстати, и публичные казни вполне компенсировали жажду пощекотать нервы. Постепенно ситуация изменялась: уголовное законодательство смягчалось, казни переставали быть публичными, а пенитенциарная система постепенно эволюционировала - вот тут-то на первый план вышла литература. Люд попроще наслаждался низкосортными статейками и бульварным чтивом, в литературе чуть более продвинутой появляется личность расследователя. Не полицейского, поскольку отношение к этой профессии на первых этапах была пренебрежительной, а скорее частного сыщика, благородного и аристократичного. Кстати, интересно, что сыщицами могли выступать и дамы, и это когда даже о притязании на место констебля речи не было. Вообще, частный сыщик будет превалировать в жанре даже тогда, когда классический детектив, повествующий о жизни превилигированных слоев (тут чёрт ногу сломит со всеми этими верхушками среднего класса, низшими слоями высшего класса...) постепенно стал превращаться в остросюжетный роман с кровавыми подробностями убийств, а не пространных рассуждениях о серых клеточках и дедуктивном методе.
Сперва мне казалось, что за исключением нескольких известных на весь мир имен (Шелли, Диккенс, Кристи, Дойль, Оруэлл) большая часть авторов носит местечковой характер, а поиск русских изданий бессмыслен с самого начала. Каково же моё изумление, когда в поиске следующий аудио-книги среди нахомяченных бонусных изданий я наткнулась на несколько упомянутых имён. Правда, Честертон и Стаут были мне не совсем что бы неведомы, но до Уилки Коллинза если все-таки дойдут руки - то именно благодаря этой книге.
В общем, подводить базу под художественную литературу я люблю куда больше, чем эту самую литературу читать.