Больше рецензий

Dolores_C

Эксперт

по книжным чертогам

21 марта 2024 г. 20:38

224

4.5 «Того, кто спасаться не желает, спасти невозможно»

картинка Dolores_C

«Мы начинаем в конце» намного больше, чем просто детектив, — это драма, социальная и человеческая. Драма с атмосферой достоевской беспросветности и тотально несчастными, сломленными героями, по разным причинам неспособными что-то с этим сделать. Они намертво застряли в прошлом, в моменте, расколовшем их жизнь на «до» и «после». Застыли словно мухи в янтаре.

Всё пошло под откос одной ночью, когда пятнадцатилетний Винсент Кинг случайно сбил насмерть младшую сестру своей девушки Стар. А лучший друг Винсента Уок, увидев вмятину на бампере, тут же побежал в полицию и сдал его, вместо того, чтобы поговорить с ним и дать ему возможность явиться с повинной. В результате Кингу дали десять лет, а позже, за драку со смертельным исходом, накинули ещё двадцать.

Что останется от жизни пятнадцатилетнего парня, приговорённого к тридцати годам тюрьмы? Едва ли это можно назвать даже развалинами. Что останется от человека, которого каждую минуту каждого дня, год за годом, разъедает чувство вины? Пустая оболочка.

Стар — ещё одна жертва той роковой аварии. Она в один миг потеряла всё, что у неё было: семью и любимого человека. Жизнь протащила её через жернова. Хуже всего то, что боль Стар привела к саморазрушению и эхом откликнулась в её детях.

Уок тоже нёс на плечах неподъёмный груз вины перед Винсентом, что сделало его, и без того не слишком сильного, ещё слабее. Может быть, именно поэтому Уок не смог удержать любимую девушку и не сделал ни одной попытки её вернуть. Может быть, именно поэтому к сорока пяти годам у него нет никого и ничего, кроме полицейского жетона. Да и то в их крошечном городке не случается ничего серьёзнее кражи со взломом. По крайней мере, до того момента, когда Винсента (или человека, который когда-то им был?) выпускают из тюрьмы.

Дети Стар (тринадцатилетняя Дачесс и пятилетний Робин) — второе поколение несчастных людей. Особенно Дачесс — достаточно взрослая, чтобы всё понимать про несправедливость этого мира и про свою мать, достаточно взрослая, чтобы заботиться о брате, но при этом всё ещё ребёнок. Девочка вне закона. Девочка, чьи необдуманные поступки, продиктованные злостью, запускают цепь страшных событий. «Пожар, которому суждено было пылать целый год».

Уитакер не пытается оправдать своих героев, показать их в лучшем свете и сгладить острые углы. Его герои могут вызывать раздражение, осуждение и желание надавать им тумаков. Но оттого кажутся настоящими, действительно живущими где-то там, в американской глубинке. Да, их можно обвинить в слабости и апатичности, в нежелании или неумении встряхнуться и жить дальше, но достаточно оглянуться вокруг, чтобы понять — таких людей пруд пруди. Пожалуй, их большинство. Каждый из нас в любой момент может оказаться безвозвратно сломленным — у всех свои болевые точки и свой запас прочности.

При этом нельзя сказать, что Уитакер не любит своих героев. Он пытается дать им второй шанс, протягивает им соломинку. Жаль, для большинства из них уже слишком поздно.

Если говорить о книге как о детективе, то расследование здесь ведётся достаточно вяло и бестолково, но это вполне оправдано тем, что шериф из Уока вышел так себе: не было практики, да и характер не тот. И тем не менее в финале читателей ждёт несколько сюрпризов в духе «вот это поворот!».

Ещё один плюс книги — отлично переданная атмосфера Монтаны с её бескрайними просторами и большим небом.

Монтана — она врачует.

Единственным минусом, за который я и снизила оценку, стал перевод (или это авторский слог такой?). Не то, чтобы с ним была беда, но некоторые предложения построены ну очень странно.

«Мы начинаем в конце» сильная, глубокая и психологичная книга. Причём психологизм передан за счёт поступков героев, говорящих красноречивее любых слов, а не за счёт бесконечной рефлексии, хотя и для неё место найдётся. «Мы начинаем в конце» звучит на одной дрожащей, тоскливой ноте, которая резонирует во мне.