Больше рецензий

22 марта 2024 г. 10:03

152

4.5 Правосудие под дождем

Ваша честь - это история о падении беспринципного, претенциозного, похотливого и жадного к власти человека, добившегося должности председателя суда в Барселоне, идя по головам людей. Это история о человеке, застигнутого своей собственной совестью перед лицом правосудия. Ему пришло время отвечать за свои поступки.

Сюжет таков, что в ноябре 1799 года, в шаге от нового века, французская певица Мари дель Об де Флор была убита после выступления в Барселоне. Убийство, в котором обвиняют Андреу Перрамона, двадцатилетнего поэта, виновного лишь в том, что он оказался не в том месте и не в то время и имел при себе документы, которые поставили бы под угрозу амбиции и мечты о славе дона Рафеля Массо.

В этом романе Кабре по прежнему мастер слова, но несколько более ироничный и свободный в выражениях. И это прекрасно! Его текст все ещё музыкален и наполнен знаниями об астрономии, искусстве, и о терзаниях человеческой души. Автор показывает аристократию конца восемнадцатого века, практически начала девятнадцатого, и показывает ее выродившейся, ленивой, морально разлагающейся. Эти власть имущие, в принципе, не сильно отличаются от тех, что мы можем наблюдать в наше время. Ну, разве что парики вышли из моды, да, дон Рафель, вышли из моды! Так же роман полон упоминаниями реальных мест Барселоны и реальных личностей.

Политические интриги, коррупция, вымогательства, шантаж - в таком море плавают акулы аристократии и высших чинов. Довольно мрачный и напряжённый портрет Барселоны эпохи Карла IV. Но в этот город представлен возможно даже как отдельный персонаж, вокруг которого формируются судьбы героев.

Ещё мне хочется уделить внимание природе, а точнее дождю, который является таким перманентным фоном на протяжении всей истории. Тут природа соотнесена с человеком и моделирует его существование, миропонимание. В лирике и нарративно-изобразительных жанрах, в особенности 19 века, что соотносится с самим повествованием, природа была призвана оттенять или отображать душевные состояния героев. Дождь, туман, призваны выражать безрадостность и холод человеческого существования, его быстротечность. Так же они и вестники внеземного бытия, смерти. А смерть частый гость на страницах этой книги. Постоянное присутствие грязи на улицах, по причине плохой погоды, поразившей каталонскую столицу в последние недели 1799 года, является удачной метафорой гнили, которая распространяется среди высших классов общества.

Помимо грязи и непогоды, еще одним постоянным присутствием в романе отмечены звезды, за которыми так любит наблюдать судья. Звезды рассказывают истории греческих мифов дону Рафелю, который не имеет ничего общего с Орионом, на который астроном-дилетант так часто направляет телескоп; чего он не знает, так это того, что именно звезды и планеты, и люди, которых он не может наблюдать и существование которых он игнорирует, определяют его судьбу.

Помимо музыки, этот текст наполнен описаниями изобразительного искусства, картин, полотен. Этот прием "искусства в искусстве" несет свою моделирующую нагрузку. Читатель может обратить на обилие экфрасиса в тексте:

В центре висела ужасающая картина, изображавшая избиение безгрешных младенцев, присуствовавшая в кабинете служителя правосудия как постоянная издевка.

Скорее всего имеется в виду картина Избиение младенцев — Питера Брейгеля (Старшего), написана между 1565 и 1567 годами.

Включенное в произведение другое произведение может как и существовать в действительности, как с Брейгелем, так и быть и сочинено в тексте. В рамках поиска смысла здесь эта разница не играет никакой роли.

Он поглядел на свой портрет и грустно усмехнулся. Портрет был хорош, прекрасно выполнен; Тремульес – талантливый художник; но властолюбивый и надменный дон Рафель с того холста, с насмешливой искрой в глазах... с каждым днем все более отдалялся от него нынешнего.

На противоположной стене висел его портрет, написанный Тремульесом, но даже уверенный, угрожающий и проницательный взгляд, который усмотрел у судьи художник, не сумел потешить честолюбия дона Рафеля. Он вызвал в нем только тоску по тем более счастливым временам, когда ему не нужно было жить с замиранием сердца

он издалека глядел на свой портрет. «В те времена, – подумал он, – у меня, наверное, еще оставалась малая толика совести»

Так произведение внутри произведения создает шкалу «реальный — фиктивный», «подлинный — поддельный», «настоящий — условный», придает реальную силу противоположному. Подчеркивает контраст между прошлым и настоящим.

Чувство вины нитью связывает персонажей этой истории, Нандо Сортс чувствует себя виноватым за свое легкомыслие, маэстро Перрамон чувствует себя виноватым за то, что не может сделать большего для спсения своего сына. И дона Рафела Массо тоже настигает это чувство, страх и попытки себя оправдать. Государственное правосудие, грязное и коррумпированное, бесполезно для наказания истинно виновных. Оно ограничивается безжалостным нападением на самых слабых и невинных, в то время как сильным удается уйти невредимым или с минимальными последствиями. Вся эта история в целом окрашена фатальными цветами. Все, свободу и жизнь, можно потерять в один миг.

Но в целом это прекрасная история, которая сочестает в себе глубину размышлений на важные темы с легкостью местами весьма ироничного рассказа. Текст действительно многобразный, соединяет в себе и криминальные, и эротические, и исторические элементы. Местами он тяжел и наполнен смрадом тюремных камер, местами похабен в описаниях сексуальных утех, местами рисует живые картины природы, цветов. Здесь все обнажено перед читателем.

Возможно кому-то эта история придется не по душе своею назидательностью. Но, мне кажется, временами неплохо напоминать людям о том, что за свои поступки рано или поздно придется нести отвественность.