Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 марта 2024 г. 19:10

121

5 Подземный «архив» русского средневековья



Берестяные грамоты находят каждый год, начиная с 1951 года. На сегодняшний день найдено 1170 грамот.
Благодаря особой почве Великого Новгорода, в которой обнаруживают большинство берестяных грамот, с годами понемногу открывается настоящий подземный «архив». Сведения, добываемые из этого «хранилища», максимально оригинальны и правдивы, а работы по их расшифровке год от года становится все больше.
Берестология – толкование берестяных грамот, необыкновенно сложная и интересная задача. От деталей средневекового русского быта до открытий новых феодальных отношений, целых исторических направлений Древней Руси, – все это содержится в отрытых грамотах.
Данная работа советского историка, академика Льва Черепнина издана в 1969 году, когда было открыто только 415 грамот. В то время это был уже настоящий малоисследованный архив. И в нем содержалась бездна исторического материала: этикетки, ярлыки, бюллетени выборов, владельческие записи, судебные именные списки, купчие, личные письма, челобитные и другие исторические документы. И требовались обработка и анализ полученных источников.
Хотя если говорить собственно о собрании, библиотеке из берестяных грамот, то ничего подобного не обнаружено до сих пор.
Просто Прокоша (муж.) или Шедра (муж.), Грегорь, Нестер, Нежил, Братята или Муля (жен.), Завид, Моя (жен.) или Держимир с Межимиром и многие другие новгородцы с удивительными именами постоянно писали и читали письма. Рвали их и выбрасывали, а в лучшем для историков случае теряли свои исписанные куски бересты. И потому найденные письмена не мертвая береста, это сама живая жизнь, бьющая ключом, родником из земли.
С ними работает автор, разбирая найденные грамоты. В режиме научной дискуссии оспаривает переводы, трактовки и выводы известных ученых академиков Арциховского А.В., Янина, Б.А. Рыбакова и других. Сотни аспектов средневековой новгородской жизни изучает Лев Черепнин.
Вот угрозы кредиторов Демитра и Олисея подать жалобу в суд на злостного неплательщика.
«Посъли же добромъ»
– «Пошли (верни) же подобру-поздорову»
Вот Гостята обращается к Василью за помощью:
«Доеди добре сотворя» - «Приезжай, сделай милость».
Вот Дъмиан кого-то просит предупредить недобросовестного Кузьму:
«А Кузеке соци, абы не истьряле куно. Лихе есте»

А Станила призывает пойти в Киев (или в район Киева):

«…поиде с ростовци, и с суждалци, и с рязанци … в Русь».

Вот Михаль пишет отцу, предлагая ему, если он отправится в поход вместе с князем, взять у Федора коня и седло:

«От Михаля к атцеви. Оже поиде князе, а поими оу Федора и седло возми, а ковриго несли семо дешево».
Обожаю старые книги. Книга Л. Черепнина - замечательная историческая работа 1960-х годов по политической, экономической, военной, правовой, повседневной жизни Древнего Новгорода.
Рекомендую всем, кто интересуется историей этого периода.