Больше рецензий

Shilnikova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 марта 2024 г. 16:31

104

5 68 рецензий, из них 3 отрицательные

Почему, задаюсь я вопросом и внимательно читаю.
И главная причина претензий – нелюбовь автора к своей героине.
Ну, попробую рассуждать.

Я иногда захожу в книжный магазин встретить «свою книгу». Брожу по рядам и разглядываю полки. И спустя какое-то время нахожу то, что ищу. Книга идет сама в руки. И именно так я встретила историю Елизаветы Дьяконовой.

Басинский натолкнулся на историю Лизы так же как и я.

В августе 2004 года я бродил по центру столицы и зашел в книжный магазин “Москва” на Тверской. На стенде, где выложены мемуары и биографии, я увидел книгу: Елизавета Дьяконова. Дневник русской женщины.

И наши ощущения вполне совпадают. Я сразу заинтересовалась неизвестными автором и героиней. Для меня оба незнакомцы и от этого еще интереснее.

Я не понимал, что со мной происходит, но в течение 12 лет я постоянно возвращался к этому дневнику. Это было какой-то манией, болезнью. Тогда я стал рассказывать историю жизни Дьяконовой знакомым. И убедился, что в сухом пересказе содержимое дневника им представляется не слишком интересным, в то время как мне оно казалось захватывающим, почти детективным!

Книгу начинала читать в кафе, в дороге, дома. И она, медленно нарастая сюжетом, двигалась, раскрывая тайну главного действующего лица.

Я абсолютный дилетант в области истории и высокого слога. Мне или интересно или нет. В первую очередь сюжет, во вторую – приемы, стиль и литературное мастерство автора.
Так вот, кто такая эта девушка из прошлого, про которую пишут довольно внушительную книгу. Чем она знаменита? Что сделала такого, что заслужила свое место в ряду нетленных героев и героинь.
Такое же состояние возникает на кладбищах. Видишь чью-то могилу и додумываешь жизнь человека. Представляешь, как он прошел свой путь и как закончил его. Его интересы, семья, поступки. Жалко, что окунуться в прошлое нельзя, правды и реальности не узнаешь.
В данном же случае есть дневники Лизы, которые многое объясняют.
Это невероятный и кропотливый труд. Сначала задать вопросы, потом найти ответы в текстах. Первое по мне гораздо сложнее.

Автор тянет ниточку событий героини через годы.
И, мне кажется, если писателю не интересен или ненавистен герой, то сделать такой труд невозможно. Можно не любить своего героя, но он должен плотно сидеть в голове или сердце писателя, пробуждая разматывать клубок дальше.
Можно и приукрасить, конечно, но даст ли это заветные ответы?

Басинский подходит к личности героини с разных сторон и ищет причины становления ее личности. Это конечно и семья и непростое время, и влияние ученых умов.
Я вижу то время как крайне непростое. Отсутствие информации толкает людей к созданию авторитетов. В данном случае нравственных. Если в семье все непросто, им становится известная личность. И нужно следовать его идеям. Лиза мечется, находит для себя образцы поведения среди публичных личностей. Но что-то простое и базовое она должна была впитать в семье.

В ожидании принятия ванны Лиза сидела в столовой, где хлопотали две сестры милосердия, шатенка и блондинка. Они что-то заполняли на разграфленных листах, потом готовили чай и нарезали булочки для больных, разнося по палатам. Лиза не знала, о чем с ними заговорить, а сидеть молча было неловко. “Устала. Бегаешь, бегаешь”, — вздохнув, сказала шатенка. “Я тоже устала”, — сказала блондинка. “А вы действительно устали, сестрицы, вы все время заняты…” — произнесла Лиза вроде бы совершенно пустую фразу. Но вдруг… “Мне показалось, точно я вдруг повернула кнопку электрической лампы, и комната озарилась ярким светом: сестры приветливо встали и подошли ко мне…”
Это был первый урок.

У девушки сбиты обычные жизненные привычки, переродившись в какую-то патетическую форму высоких идей. Поступков Елизавета как раз не совершила почти никаких.
Она упорно борется с лично построенными ветряными мельницами. Или пытается выделиться через бытовой нигилизм, не знаю. Но все цитаты из ее дневников очень странные какие-то. Не взрослого человека, а подростка, который ищет себя через постоянное отрицание всего.

“Странная женщина — моя мать! — пишет Лиза. — Или — стоит поставить себя раз вполне самостоятельно, то она в свою очередь начнет относиться по-человечески? Удивляюсь. Когда подумаешь обо всем, что пришлось вынести из-за нее в эти годы, — горечь и злоба подымаются в душе; когда же видишь перед собой ее теперь, по отношению ко мне — доброю и ласковою, по отношению к сестрам и младшему брату — деспотичною, по отношению к старшему брату — слепо любящею и подчиняющеюся, — то чувствуешь к ней какую-то жалость”.

Всю книгу читатель вместе с автором двигается к трагедии, с которой все началось.
В начале книги мне хотелось какой-то загадочной тайны, которая объяснит смерть героини. Но постепенно история становится банально простой и понятной из-за несуразного поведения Елизаветы. Метания из идеи в идею, от страны к стране. Какое-то детское отрицание замужества.

Лиза долго отодвигала от себя мысль о катастрофе. Но при этом все делала для того, чтобы ее приблизить.

Кстати Лизу окружали довольно хорошие люди. Перечисленные знакомые героини порядочные и принципиальные личности. Заботливые и чуткие к ней. И вдвойне непонятно почему в их заботе и предложениях Лиза постоянно видит какую-то неправильность.

Будет то, что через полтора года выходец из бедной семьи литовских крестьян Юргис Казимирович Балтрушайтис обвенчается с дочерью ярославского миллионера, владельца литейных предприятий Марией Ивановной Оловянишниковой. С женой он проживет все оставшиеся сорок пять лет и будет настолько счастлив, что посвятит ей все написанные с момента их знакомства стихи.

Я готова анализировать и размышлять о книге, о видении автора, о личности героини еще и еще.
Но, наверное, надо подвести итог.
И он следующий:
1 балл за работу автора
1 балл за поднятую тему отдельного человека, судьба которого всегда интересна. С точки зрения истории, объяснения ситуации или эмоции.
1 балл за чудесное ощущение, что я заглянула сквозь время в загадку, которая в целом стала понятна. Люди всегда живут одним и тем же и в этом ответы.
1 балл за исторические и биографические отступления в книге о известных и не очень людях.
1 балл за желание срочно взять другую книгу П.Басинского и погрузиться в новую историю.