Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

25 марта 2024 г. 19:37

134

4

Эта книга могла бы стать идеальной, если б ее сюжет был так же хорош как атмосфера, но, видимо, жизнь соткана из несовершенств.

Однако, сначала о хорошем. У Пелевина получилось создать неповторимый “сталкеровский” вайб, в котором мотивы Стругацких идеально сочетаются с цветовой гаммой Тарковского. Журналист Андрей Тихонов по заданию редакции отправляется собирать материал о закрытом городе “Покров-17”. В России вовсю бушует исторический перелом, в Москве идет штурм Белого Дома, страна дышит воздухом свободы и новизны, пресса становится дерзкой и охочей до сенсаций. Исследование закрытой территории подходит для этого как нельзя лучше.

То, что кое-что пошло не так, мы понимаем уже в начале книги, когда Тихонов приходит в себя в собственной машине, где на соседнем сиденье находится человек с ножом в груди. И тут параллельная реальность всем весом обрушивается на героя. Хотя, обрушивается - это совсем неправильное слово. Ненормальность постепенно прокрадывается в будничную серость. Покров-17 под вечно пасмурным небом с накрапывающим дождем походит на обычный провинциальный городок средней полосы. Вот только тут все неправильно. Наряду с людьми в городе обитают мерзкие, похожие на чертей карлики, которых местные называют ширликами, а время от времени раздается звук сирены, после которого мир погружается в абсолютную тьму, в которой невозможно не то что двигаться, говорить или видеть, но даже просто физически себя осознавать. Именно ради изучения этого светового феномена, получившего в обиходе название “черный Покров” и был создан тут Институт, а город навеки закрыт от внешнего мира. Туда попасть можно, а вот выбраться оттуда - нет. И, наверное, самым чарующе жутким становится вот этот контраст. В Покрове люди слушают радио и смотрят телевизор, переживают за стремительно разрушающуюся страну, но при этом по сути уже давно не являются ее частью, обитая в мире,
отрезанном от нормального не только колючей проволокой, но и законами физики.

У Пелевина отлично получилось передать атмосферу приходящего в упадок и скатывающегося в анархию закрытого города. Он создал мир, достойный того, чтобы оформить его в полноценный шутер с десятком интересных локаций. Для полного погружения я бы вообще рекомендовала книгу не читать, а слушать, подобрав для этого какой-нибудь дождливый прохладный и пасмурный день, что я сама и сделала.

Но, как уже было сказано выше, ничто не может быть идеальным. А потому - сюжет откровенно подкачал. Возникло ощущение, что автор просто не в силах справиться с собственной же задумкой. Хотя, справедливости ради, при чтении “Пикника на обочине” у меня тоже когда-то осталось чувство, будто Стругацкие просто не знали, как уже завершить линию, да и бросили, где бросилось. Вероятно, в сюжетах такого рода просто невозможно добиться филигранной, ну или хотя бы просто более менее логичной и прозрачной концовки. Простительно, все таки жанр не реалистический. Поэтому просто концентрируемся на персонажах и атмосфере и получаем эстетическое удовольствие.