Больше рецензий

26 марта 2024 г. 21:04

117

4 когда заново изобретаешь электричество, а потом ещё и осознаёшь своё "Я"

Признаюсь, не читал Айн Рэнд, хотя много о ней слышал и знал заранее о её взглядах и влиянии на западное мышление. Решил прослушать эту повесть (чтец: Константин Днепровский). Меня привлекло то, что в сюжете обнаруживается много параллелей с романом «Мы» Замятина (1924), пусть Рэнд ни разу нигде не упоминала его.
картинка AntonKopach-Bystryanskiy
Перед нами весьма поэтично и лаконично написанная антиутопия, где каждая фраза так и просится то ли на агитплакат, то ли в заглавие доклада на политсобрании. Да и времена такие: с одной стороны сформировалась идеология коммунистического Союза, с другой — в Европе во всю заявляет о себе Третий Рейх. А иммигрантка из бывшего Петербурга пытается показать важность и ценность Личности в противовес Народу, "Я" противостоит "МЫ", ценность индивидуальногоколлективному.

Жизнь людей подчинена служению обществу, всё определяется планом: у детей нет родителей, все учатся в одном месте, живут в бараках, после 15 лет получают распределение на пожизненную работу, в 40 попадают в "Дом бесполезности", потом очень быстро умирают. Люди ничего не решают, лишь подчиняются общей воле: людям назначают партнеров по спариванию, выбирают работу, регламентируют каждую мелочь, не поощряют даже разговоры между "братьями". Из-за этого в обществе произошел большой регресс, человечество забыло о многих достижениях науки, культуры и т.п. За упоминание слова "я" здесь ожидает смертная казнь.

Героиня по имени Свобода 5-3000, например, колхозница. Она вынуждена работать в поле всю жизнь. А рассказчик Равенство 7-2521 служит в "Доме подметальщиков", но обладает пытливым умом и мечтает попасть в "Дом учёных".

Обнаружив некий заброшенный лаз в земле, а вместе с ним и брошенные провода, наш герой уединяется от "братьев" и заново изобретает электричество! Но учёные не оценили такого поступка (в том мире верят в плоскую землю, живут при свечах и лечат кровопусканием). Только коллективное действие/изобретение истинно, а личное — ошибочно и опасно.

Кроме описания абсолютно унифицированного общества, где всё подчинено общим законам и отсутствует какое-либо отличие одного индивида от другого (только в функциях), в этой истории показана трансформация человека как единицы в человека как индивидуальность, познающего самость, себя, свои желания.

Немаловажную роль в этом пути становления сыграл человек, который был публично казнён за употребление запрещённого слова. А ещё на героя повлияло зарождение отношений с девушкой, которой герой тайно даёт имя, даже не подозревая, что и она уже в душе своей нарекла парня другим, отличным от системы, именем. Но наиважнейшим явился выбор самого человека:

«Я есть. Я думаю. Я хочу.
Мои руки. Моя душа. Моё небо. Мой лес. Это моя земля.
Разве можно сказать больше? Это самые важные слова. Это ответ. Я стою здесь, на вершине горы. Я поднимаю руки, развожу их в стороны. Это моё тело и моя душа. Наконец я понял. Мы хотели осмыслить всё это. Я и есть этот смысл. Мы хотели найти оправдание своему существованию. Но оправдание — я сам. Мне не нужно ни оправдания, ни одобрения. Мои глаза видят, и они дарят миру красоту. Мои уши слышат, и в них звучит песня. Мой мозг думает, и только он будет тем лучом, который осветит правду. Моя воля выбирает, и выбор её — единственный мне указ, единственное, что я уважаю.
Многие слова открыты мне. Многие из них мудры, другие лживы, но только три святы: "Я хочу этого"»

Этот текст действительно является гимном индивидуализма и самореализации. Пусть повесть порой грубо и в лоб указывает на противоречия и опасности тоталитарного общества (а на фоне Джорджа Оруэлла с Олдосом Хаксли может показаться чуть вторичной), она остаётся актуальной и по сей день.

Продолжу знакомство с Айн Рэнд, впереди меня ожидает «Источник».

-Примечание-

К сходствам с романом «Мы» Замятина относятся:

- Роман написан в форме тайного дневника,
- Люди идентифицируются кодами, а не именами,
- Дети разлучены с родителями и воспитываются государством,
- Отказ от индивидуализма в пользу коллективной воли,
- Главный герой — мужчина, открывающий индивидуальность в отношениях с женским персонажем,
- Лес как «свободное» место за пределами «антиутопического» города,
- Главный герой обнаруживает связь с прошлым, когда люди были на свободе, в туннеле под землёй.