Больше рецензий

Abandoned

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 марта 2024 г. 17:39

286

3.5 «Может ли что быть практичнее, чем научиться жить наилучшим для себя образом»?

Обыденность, в общем-то, непритязательного сюжета у Моэма нивелируется прорисовкой невероятно ярких портретов персонажей. А портретист, как оказалось, он был отменным! Даже не знаю, с кем сравнить можно. Лев Толстой? Пожалуй… Словом, как художник кистью, англичанин раскрашивает пока незнакомые нам лица, и мы получаем представление о героях произведения. Негодуем, влюбляемся в них, или вовсе не принимаем. Увенчалась ли абсолютным успехом задумка автора подать нам на блюде типичных представителей английской богемы начала XX века, судить не берусь, но читается роман в основном гладко.

О чём же он? После окончания первой мировой войны писатель встречается в Чикаго со своим старым знакомым Эллиотом, который и является связующим звеном с остальными героями романа. Вот именно с этого момента мы и начинаем с ними со всеми знакомиться. Надо сказать, что сам Сомерсет Моэм выступает в качестве второстепенного действующего лица произведения. Довольно необычно. Его отношения с окружением никоим образом не проясняет приоритеты. Он как бы стоит в стороне, возвышается над своими натурщиками в виде беспристрастного монумента, мягко иронизирует над ними, но не мешает основному действию. Или всё-таки неправда? Моэм пристрастен? Давайте разберёмся.

Три главных действующих лица во всём этом романе достойны внимания. Только три, как мне кажется. Эллиот, Ларри и Изабелла. Остальные, включая дубоватого Грэя, размалёванных алкоголичек и разного рода индийских гуру интереса для меня совсем не представляли. Эти трое позволяют дочитать книгу до конца и не бросить на середине. Они в разной степени интересны.

Структура человеческого общества спокон веков замешана на благосостоянии, которое определяется наличием денег. Банально? Конечно. В романе звонкая монета в том или ином объёме имеется у всех. Элита же. О чём говорить? Но вот деньги здесь отнюдь не главное. Ну, если только, может быть, для Изабеллы. Хотя и здесь вопрос… Власть, престиж, общественный вес! А как всю эту триаду для себя обеспечить? Богатство – не самоцель, а средство достижения. И жить бы ей с Ларри как кошке с собакой, если бы так вовремя не произошёл бы разрыв!

Что же касается Ларри? Самый туманный для меня персонаж! В просветление я его не верю совершенно! И глава, которую писатель провозгласил, как необязательную к прочтению, написана, как мне показалось, слабовато. Но кто я такой, что бы критиковать мэтра? Может дело, просто-напросто именно во мне! Ларри, я считаю, нарисован слащаво, и порой он у меня вызывал даже отвращение. Эта невинная улыбка на все случаи жизни… Вот как раз в отношении его писатель, я думаю, и предвзят. Он явно выставляет нам Ларри как некий эталон. Не смотрит на него Моэм с олимпийской высоты. Он его нам Преподносит! Учит нас, что надо делать?

Хорошо. С Ларри закончили. Про Изабеллу уже немного рассказал, но не полностью… Её желание в том, что бы будущий муж работал. Ну, так это норма. Кому хотелось бы иметь в качестве спутника жизни homo philosophicus, пожирающего книги и чего-то там ищущего? Найдёт он или нет ещё большой вопрос, но то, что подобный субъект способен испортить жизнь любому сопровождающему, ясно, как день. Своего рода антипод несостоявшегося супруга с каждой страницей вызывает возрастающее чувство брезгливости, которое достигает трагического апогея, граничащего с преступлением. Прочитавшие книгу знают, о чём речь. И что же, писатель безразличен к ней? Да ничего подобного!

Скорлупа, в которую заковал в себя последний персонаж, заслуживающий внимания – светскость в самой гротескной форме. Непреодолимое стремление к фанерной бутафории достигает шутовской конфигурации. Эллиот даже на подштанниках вышивает себе короны. Глупость, скажем мы? Непременно! Вот только для чего тогда некоторые крутые, по их мнению, современные мужчины так стремятся установить себе на машины лихие номера в наше непростое время? Неужто не похоже? По-моему, один к одному! И ребята-то неплохие, добрые, как Эллиот…

Род людской несовершенен. Каждый борется со скукой своими способами. Каждый пытается чего-то достичь, доказать себе или другим. Сомерсет Моэм рецептов и не даёт. Посмеивается с небес над нами. И мы смеемся вместе с ним. Над собой. Хотя лучше получается всё же над другими.