Больше рецензий

Lady_Winter

Эксперт

Заклинательница слов

9 апреля 2024 г. 17:35

162

5

Великолепный Фаулз! Умная, тонкая, магическая книга, в которой автор с присущим только ему уникальным мастерством сплетает кружево диалогов и событий, одновременно простых и сложных мыслей, выводов, полутонов и намеков, "Башня из Черного дерева" точно станет одной из моих любимых у автора.

Известному рецензенту-художнику Дэвиду Уильямсу повезло — с ним согласился встретиться сам Генри Бресли — Мастер, стареющий гений, живущий в уединенной глуши французской Бретани... и не один, а с двумя совсем молоденькими девушками, не стесняющимися разгуливать перед гостями почти нагишом. Туманные вечера, ужин в полутемной гостиной, прогулки к озеру и купание — снова нагишом, конечно! — и вот уже читатель вместе с героем чувствует себя зачарованным этим маленьким миром, спрятанным от большого за решеткой кованых ворот.

О вкусах не спорят, говорит пословица. Еще как спорят, тут же опровергают ее герои — и спорят так, что сотрясаются стены. Что такое настоящее искусство? Является ли искусством абстракционизм — или изображение предметов вместо человеческого тела лишь демонстрирует творческую импотенцию создателей таких картин? Бресли боится обвинений в импотенции — иначе зачем ему, старику, в постели сразу две молодых девицы? Страсть, секс, вожделение — это то, без чего творческому человеку никак нельзя.

Уильямс не может с этим не согласиться. Глядя на девушку, которая сидит рядом, ощущая притяжение не только к ее телу, но и к ее уму — не может. Всего несколько дней — и, кажется, он готов сбежать от своей абстрактной реальности в этот мирок, полный страстей. Последняя ночь перед расставанием — и да, видимо, он и вправду готов.

Но шагнуть за край иногда гораздо тяжелее, чем вернуться с этого самого края. Когда кованые ворота закрываются за Дэвидом, он чувствует себя так, словно ухватил за хвост райскую птицу — и позволил ей ускользнуть. Сам, разжав руки, потому что понимал: райским птицам в реальности черных башен совсем не место. Они захиреют там, зачахнут и умрут.

А что же сам Дэвид?

Он уцелел после путешествия... но больше не будет прежним. Он возвращается в реальный мир, понимая, что так и должно быть, но одновременно осознавая, что потерян для него навсегда.

Книга, которая наводит на размышления, скребет, царапает душу. Что лучше, что проще, что бы я выбрала: никогда не выходить за пределы привычной реальности и спокойно жить в неведении, или узнать, хоть краешком жизни коснуться реальности совсем другой, искрящейся, магической, настоящей — и страдать остаток дней оттого, что не сможешь никогда туда вернуться?

Наверняка перечитаю снова.