Больше рецензий

18 апреля 2024 г. 10:17

96

3 Симулятор сонной ходьбы

Слегка меланхоличное научное фэнтези с нотками политического триллера. Такими, очень незначительными, но иногда я только благодаря им не засыпала. Книга настолько мягкая, обнимающая и почти уютная, что действительно быстро погружает в сон - ну или хотя бы всеми силами пытается, что особенно иронично в местном контексте.
При этом не то, чтобы роман был совсем уж скучный, хотя иногда он действительно скучноват, но вдобавок он именно что убаюкивающий своей атмосферой расслабленности. Да, жонглирование, да, какая-то тёмная тайна, да, заговор, да, глобальная угроза миру от его последствий, это всё есть.
А сверху - обволакивающий туман сонных зелий и плюшевого комфорта.

Вообще давно хотела прочитать Маджипурский цикл, и в смысле ознакомления с классикой фантастики, которая прокралась мимо меня, это был интересный опыт, со временем продолжу. Хочу понимать, откуда современное технофэнтази выросло и какие элементы повстраивало в себя, породив всяческих невероятных кадавров. Но с точки зрения именно истории - честно говоря, мне никак.
Тут и истории-то... Жил-был король, его сбросили с трона хитрым колдунством, но убить не посмели, потому что на Маджипуре вообще лучше никого не убивать - мир сам замучает, отобрали память, а потом король опомнился и пошёл возвращать трон. По соседству ещё есть бывшие владельцы планеты с коварными планами, которые хотят извести людей и править своими землями снова, но эта линия ещё более мизерная, чем основная, буквально на полторы строчки чего-то в ней наскребётся. Всё. Роман - бесконечное дорожное приключение с созерцанием планетарных красот, встречей новых действующих лиц и вербовкой сторонников разной степени полезности.

Всё время, пока читала, ловила какую-то смутно знакомую атмосферу книг Вульфа. С одной стороны сильно на "Книги Нового Солнца" смахивает, где автора тоже всё время уносило в описание горизонта, деревьев и струй фонтана, и Северьян всё шёл и шёл, с другой - на "Пятую голову Цербера", где тоже местные жители-хамелеоны пугают понаехавших захватчиков, но до конца непонятно, кто планетой-то управляет, кто тут хамелеон и не спят ли все.
Из значительных плюсов, конечно, что в "Замке" в целом всё очень оптимистично в самом обустройстве жизни, Маджипур - процветающая планета, площадей - за ещё десяток тысяч лет не освоишь, всё растёт, еды навалом, рыба ловится, кокос растёт, бродячие циркачи гастролируют по государствам, войн нет, все относительно довольны.
В этом смысле читается очень легко, куда более спокойно, чем про умирающую Урд.

Большой упор в романе делается на описание мира, но не самой вселенной, как будто автору очень нравилось воображать фантастические пейзажи и представлять их читателям, а как оно там всё при этом работает, не так уж и важно. Разнообразие и пестрота элементов действительно восхищают, здесь найти можно, что угодно, от хищных растений до домов-деревьев, от двух десятков разумных рас до океанических чудовищ, от зеркальных городов со шпилями до дремучих развалин, населённых призраками, но при этом неясно, а как так вообще вышло.

Именно сам лор - полупустой. Всё, что я выяснила из очень пухлого такого томика, что давным-давно, эдак четырнадцать тысяч лет назад, на Маджипур прибыли колонисты с Земли, которые построили кучу сложных машин, видимо, вычерпав много металла из местной почвы, и в результате каких-то сложных политических пертурбаций установили сложную двуглавую систему из исполнительной и законодательной власти. Сбоку ещё есть какие-то наполовину телепаты, управляющие какими-то машинами, и они частично тоже заняты управлением массами, потому что насылают на них сны. А первоначальные обитатели планеты, раса, умеющая менять свой облик, сидит в добровольно избранной резервации и ненавидят своих соседей. Понятное дело.
Вроде как вокруг Маджипура есть другая, нормально технологически развитая вселенная, в него иногда залетают какие-то гости, но у самого Маджипура космопортов нет, да и уровень технологий в этом мире на данный момент уже не высокий, сложные машины местные могут только поддерживать, но сами, кажется, ничего схожего создать не могут. Такие себе техноварвары на минималках.
При этом в вооружении соседствуют энергомёты с мечами, а левитирующие сани - с лошадками.

И я не то, чтобы капитально против всей этой эклектики, дайте мне обоснование внутри лора, и я приму, что космические пустоты населяют демоны, а корабли летают через Ад, но обоснования-то нет. Маджипур недостаточно регрессировал для натуральности и слишком прост для полновесного технофэнтази, в результате к финалу я почти только о том и думала, что не понимаю, а как они так четырнадцать тысяч лет провели в каком-то стазисном технологическом оцепенении.
Так и не осмыслила.

Самой интересной механикой для меня тут были сны, навеваемые через специальные машины (ещё бы про них автор сподобился написать хоть что-нибудь, вообще бы красота была). Снов два типа, тяжкие и одобряющие, пророческими могут быть все, но отправляются через телепатическую сеть всея планеты двумя разными ведомствами. Король Снов прессует тех, кто ведёт себя плохо, а также грозит им карами, Хозяйка Острова - утешает и ободряет тех, кто ведёт себя хорошо. Занятно, что, хоть сами правители - люди, ксенофобии в раздаче слонов не наблюдается, и нечеловеческие и даже негуманоидные расы посланиями тоже не обделяются. В целом, система работает на манер божественных откровений, но мне понравилась мысль, что все в курсе: владыки снов - не боги, а вполне себе смертные, которые могут меняться, и вся их власть зиждется, во-первых, на правилах, с которыми все в основном согласны, во-вторых, на неких приборах.
Этими же приборами можно обеспечить некоторые таланты к телепатии в обычной жизни, показывая окружающим образовательные мультики. Что требует большого напряжения, но является реально работающим способом достучаться до особо твердолобых.

Персонажи отлично влетели бы в любую партию DnD, очень сбалансированный отряд, в котором где-то к середине все классы собираются - и у меня есть смутное ощущение, что автор их примерно так и подбирал, но сказать про них особо нечего. Я бы сказала, что они двигают сюжет, но тут такой сюжет, который особо не подвигаешь... Скорее, они просто двигают. Ногами по дороге.
В целом, меня такая презентация устраивает, ОБВМ никого, кроме Валентина, нет - я только рада. Валентин же размышляет о тщетности бытия, чувстве ответственности и своём нежелании быть правителем, но понимании долга, и где-то на третьем круге поймала себя на мысли, что неплохо было бы его пнуть для ускорения процесса осмысления, потому что ну сколько можно, "хочу ли я, могу ли я, магнолия".
Пинок Валентин получает, но почти в самом финале уже, что, на мой взгляд, поздновато.

Финал тоже максимально предсказуемый, ожидаемый в рамках книги целиком и полностью, и это, наверное, хорошо.

Как итог, убедилась, что осилила "Брию" - осилю и это. Восторга не испытала, ужаса тоже, перевод приятный, завораживающий мир и очень, очень вялая история. Но, может, это и к лучшему, можно просто плыть по тихому течению. Не понимаю, что будет дальше, станет ли больше в следующих томах, например, сюжета. Или лора. Или ещё чего-нибудь, кроме путешествия от одной точки мира к другой.
Там видно будет. По крайней мере, это читабельно и даже умиротворяюще, за что и спасибо.