Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

18 апреля 2024 г. 16:20

319

4.5

Я почему-то не слишком люблю французскую литературу: чаще всего она оставляет меня равнодушной или и вовсе откровенно не нравится. Хотя подростком я зачитывалась Дюма и Верном, за все последние годы единственное удачное знакомство с французами у меня состоялось лишь в лице Эжена Ионеско (искренне рекомендую всем). Сартра читаю впервые, поэтому решила начать с небольшого произведения. Аннотация, обещавшая встречу двух влюбленных в очереди в загробный мир, которым дается второй шанс на жизнь вместе, заинтриговала. Но, естественно, все не могло оказаться столь простым.

Ева принадлежит привилегированному классу. Умирает она, отравленная собственным мужем. Больше всего ее мучит тревога за сестру, которую планирует соблазнить ее муж.

Пьер – революционер из народа. Его убивают накануне восстания. Он умирает без сожалений, но полученные в загробном мире знания тревожат его душу – он боится за соратников и за будущее восстания.

Ева и Пьер встречают друг друга и чувствуют притяжение. Они были обещаны друг другу небесами, но оба скончались раньше срока. Поэтому им дается возможность начать жизнь заново: они возрождаются, но с одним условием – если за сутки они не изменят любви друг к другу, они продолжат жить.

Мне показалась любопытной сама структура этого романа-пьесы: постоянное указание места действия, высокая визуальность описаний, лаконичность и сжатость изложения событий и чувств, которые, тем не менее, играют роману на руку. Складывается ощущение, что ты не книгу читаешь, а смотришь фильм, настолько мощное визуальное впечатление оставляют отдельные сцены.

За сюжетом о встрече двух влюбленных стоит философия экзистенциализма (собственно, неудивительно, Сартр был во главе французской школы). Главный постулат экзистенциализма утверждает, что люди обладают свободной волей и сами определяют свою судьбу. Следовательно, человек сам несет ответственность за результат своего выбора. Именно этот постулат проверяется вторым шансом, данным Еве и Пьеру.

Понравился суховатый, мрачноватый юмор Сартра. Не то чтобы его много, но иногда промелькивает. Ситуация с умершими, которые задерживаются после смерти и преследуют врагов или приглядывают за потомками (из любви или из ненависти), одновременно и тревожна, и комична. "Мертвые свободны", – утверждает Сартр. Но так ли это на самом деле?

Думаю, к Сартру еще вернусь. Не могу на основании одной книги решить, понравилось мне или нет: желания бежать и читать остальное не возникло, но и списывать со счетов не буду, все-таки этот небольшой роман сумел увлечь.