Больше рецензий

18 апреля 2024 г. 16:28

32

4 Спойлер Прощание с Дюной

Фрэнк Герберт – Бог-император Дюны  r20-red.png

Действие романа происходят спустя 3,5 тысячи лет после событий, описанных в Детях Дюны.

Главный персонаж тут сын Пола Муад'Диба Атрейдеса – Лето II соединившийся с песчаной форелью Дюны и ставший этаким супергероем из комиксов – Богом-императором Дюны, владеющий всеми запасами специи/меланжа. Его сестра Гханима (дочь Пола), давно умерла по естественным причинам, и не участвует в романе от слова совсем, Фрэнк Герберт её просто скипанул и даже бровью не повел.

Планета Арракис подверглась тотальному терраформингу, по ней текут реки, появились настоящие зеленые леса, идут полноценные дожди, пустыня осталась только в одной месте в специальной резервации с музеем цивилизации Фрименов, как реликт прошлой эпохи. Армия Фрименов заменена полностью женским формированием Говорящие рыбы. Все песчаные черви вымерли, тем самым прекратилась добыча специи/меланжа. Потеряв свой пустынный образ Арракис переименован в Ракис.

Сам же сюжет 4й книги из оригинального цикла дюны по мне получился совершенно пустой, пробираться через который было очень сложно. По сути история завязана на философских блужданиях сознания Бога-императора, который катается на своей тележке из одного подвала в другой и попытках его понять всеми остальными персонажами романа.

Есть гхола Дункан Айдахо, которого постоянно убивает Лето и снова восстанавливает с помощью ребят из Тлейлаксу, ну нравится ему играться с этим парнишкой, напоминающим ему о давно минувших временах Атрейдесов, да и приём воскрешения из мертвых отлично ложится на концепцию Бога.

Есть его мажордом Монео, главный помощник по организации церемоний и праздников Бога-императора, уверовавший в его исключительность, а также его дочь Сиона, наоборот считающая Лето тираном, держащим всю разумную цивилизацию в ментальной тюрьме уже тысячи лет.

А также иксианский посол Хви Лори, история появления которой до конца так и не раскрыта, в какой-то момент я даже подумал, что это киборг с искусственным интеллектом, собранный на Иксе в обход всех запретов, чтобы взломать защиту Бога-императора покорив его сердце, так как считалось, что физическое устранение червя невозможно или крайне опасно.

В итоге, устав от блужданий по Золотому Пути, Лето решает женится на подозрительной Хви Лори и закончить свою историю, прихватив с собой и Хви, подстроив в лучших традициях планов внутри планов свою гибель руками верной Говорящей Рыбы служащей Сионе с Айдахо.

В общем и целом, на троечку, второй раз я бы такое точно не стал перечитывать.

С оригинальным романом Дюна тут сравнивать вообще нельзя - небо и земля, Бог-император Дюны оказался для меня худшим роман всего цикла.


Еретики Дюны r35-green.png

События романа отправляют читателя еще на 1,5 тысячи лет в будущее после событий, описанных в Боге-император Дюны.

Все герои из прошлого романа практически исчезают – Говорящие Рыбы, Сиона, Космическая Гильдия, Икс, просто забудьте, как сон. Единственно неизменным участником всех романов Герберта остаётся Дункан «гхола» Айдахо, который и тут один из главных участников рассказа.

По сравнению с Богом-императором скорость повествования снова резко меняется, книга моментами сильно перенасыщена сюжетными хитросплетениями, которые еще и чередуются через главы, что создает некие трудности, если читать книгу не за один заход.

Базовый расклад сюжета.

После смерти Бога-императора Лето II - единоличного владельца запасов специи - прежняя галактическая империя рассыпается, никто так не сумел воспользоваться вакуумом власти и закрепить за собой её монополию. В отсутствии Бога-императора перестают действовать и запреты на космические перемещения. Люди 3,5 тысячи лет вынужденные сидеть в своих мирах, истосковавшись по приключениям и новым открытиям устремляются в космические дали. Фрэнк Герберт назвал это явление «Рассеянием».

Всех тех, кто не захотел менять прежний уклад жизни под давлением новых обстоятельств одолевает Великий голод и частичное вымирание.

Через какое-то время, потомки людей, покинувших свой прежний дом и просторы империи начинают возвращаться, принося с собой новый взгляд на устройство общества и желание поменять расстановку сил в империи. Главной действующей силой Рассеяние оказываются так называемые Досточтимые Матроны, образовавшиеся из сестёр Бене Гессерит и Говорящих Рыб, улетевших несколько сотен лет назад за пределы империи. Главным достижением и оружием которых стало развитие скила сексуальных утех, через которые они могли подчинять себе партнеров мужского пола. (Да, многим это может показаться бредовой концепцией, как, впрочем, и мне, но что поделать, так видит автор)

Главные же силы прежней империи по-прежнему остаются сёстры Бене Гессерит, Тлейлаксу, Иксианцы и Космическая Гильдия.

Великие дома, КАННИКТ, Говорящие Рыбы, растеряли прежнее влияние практически полностью, а кто-то и вовсе был выброшен на обочину истории под давлением Рассеяния.

Фрэнк Герберт в этой книге ничего не объясняет, а просто приводит как факт очень важные для вселенной Дюны события, такие как например: монополия на специю/меланж разрушена Тлейлаксом сумевшим синтезировать его в своих чанал с аксолотлями, а монополию на перемещения разрушает Икс, сумевший заменит Навигаторов Гильдии умными устройствами.

Основные события романа разворачиваются на нескольких планетах

Ракис (бывший Арракис/Дюна), где уже вовсю носятся новые черви, образовавшиеся из разделённого бога и его песчаной форели. Правят там священники, поклоняющиеся червю и где, неожиданно появляется девочка Шиана, умеющая укрощать червя, ею сразу заинтересовываются Бене Гессерит.

На планете Гамму (прежняя Гайеди Прим) сестры Бене Гессерит готовят очередного гхолу Дункана Айдахо для своих селекционных задач.

Есть ещё планета Капитул, ставшая временной штаб квартирой ордена Бене Гессерит и куда иногда заглядывает сюжет романа.

Есть еще и Тлейлакс, но его так мало в истории, что можно его вообще не упоминать.

Первая треть, а может и половина романа больше посвящена расстановке фигур. Большой интерес представляет невероятно прописанная глава, где встречаются Мастер мастеров Тлейлаксу – Вафф и Верховная мать Бене Гессерит - Тараза, которая по-настоящему раскрывает силу ордена сестер в методах и тактике ведения бесед для извлечения необходимой информации без применения голоса, а только на основе предковой памяти и предварительной подготовке.

Отмечу, что именно с этой главы чтение начинает быть затягивающими и интересным, повествование и сама суть книги наконец выбирает одно направление из условного облака тэгов набросанных Фрэнком Гербертом до этого. Еретики Дюны, а далее и продолжение Капитул Дюны становятся полноправной историей о Бене Гессерит.

Читая эту книгу понимаешь, почему будущей сериальной адаптацией во вселенной Дюны была выбрана именно тема сестёр Бене Гессерит. Герберт погрузил в это тайное сестринство по полной программе, показам насколько их игра по проектированию прошлого, настоящего и будущего может быть невероятно глубока и захватывающа для читателя.

Из важных сюжетных веток стоит еще выделить историю Майлса Тэга, верховного баши Бене Гессерит, который по мере развития сюжета после испытания пыткой обретает «второе зрение», превращающее Майлса в некое подобие Нео из матрицы, способного крушить всё вокруг за счет умения замедлять время / предвидеть будущее.

Всё было бы отлично, если бы не резкая обрезка повествования, где происходит похищение корабля невидимки и спасение Дункана, Луциллы и Больцмали с планеты Гааму и переброска их на Ракис, которая вообще не описана, от слова совсем. К чему были эти странные сюжетные блуждания с переодеваниями и перемещением по планет на протяжении трети книги…, когда можно было просто переместить всех на Ракис ничего не объясняя.

Стойкое впечатление, что в конце книги Герберт просто устал или понял, что книга выйдет слиииишком длинной и просто взял, и сломал ритм повествования о колено, соединив все ветви сюжета развивающиеся на протяжении всей книги в единую точку буквально за несколько последних страниц...

По итогу Герберт в очередной раз удивил и расстроил одновременно, но стоит отметить, что эта часть романа на порядок лучше Бога-императора Дюны, так что если, кто-то думал забросить гексалогию Дюны на ней, то Еретики Дюны дают еще шанс миру Дюны, перед её финалом.


Капитул Дюны r40-green.png

Логичное продолжение истории Еретиков Дюны с теме же героями.

На протяжении всего романа Досточтимые Матроны наступают на пятки ордену сестёр Бене Гессерит желая их полностью уничтожить, стерилизуя планету за планетой. Стерилизации подвергается и Дюна вместе с Майлсом Тегом, причем это эпохальное событие, давшее всему циклу название, идет в романе между строк и совершенно буднично.

Досточтимые Матроны также подвергли стерилизации и планету Тлейлакс вместе со всей тлейлаксианской цивилизацией. Спасся только один мастер Скитале, хорошо известный по первой трилогии Дюны, вживив себе в тело капсулу с нулевой энтропией, где хранится вся информация, для восстановления его цивилизации, а также много других уникальных персонажей романа.

В этот раз основное время романа проходит на планете Капитул – штаб квартире Бене Гессерит, куда переместился корабль-невидимка с Дюны вместе с Дунканом Айдахо, Шианой укротительницей Шай Хулуда, плененной Досточтимой Матроной Мурбеллой и последним мастером Тлейлакса Скитале, а также захваченным там червём для восстановления добычи специи, только уже на Капитуле.

После гибели верховной преподобной матери Таразы, главной становится Одраде, которая решает восстановить своего отца Майлса Тега в теле гхолы и с помощью Айдахо и Шианы восстановить его память в надежде на его знания в военном деле, чтобы нагнуть Досточтимых Матрон до того, как они нагнут Бене Гессерит).

В итоге план почти удается, войска Бене Гессерит под командованием Тега добираются до штаб квартиры Досточтимых Матрон и они неожиданно сдаются, не подозревая о ловушке, которое состоит в наличии секретного оружия, захваченное Досточтимыми Матронами в Рассеянии, бескровно убивающего всех в зоне видимости. После гибели Одраде и Тега от этого оружия на планету Досточтимых матрон спешит Мурбелла, которая за время пребывания на Капитуле была успешно обращена в орден сестер. Мурбелла претворяется что она выманила у сестёр все их знания и тут же берет власть над матронами в свои руки внушая им что знания, которые им вложат в головы сёстры им очень нужно)

Происходит объединение Бене Гессерит и Досточтимых Матрон.

Айдахо, Шиана поняв, что им такие изменения не по нраву, захватив с собой Скитале, убегают на корабле невидимке в неизвестном направлении, подальше от бывшей империи.

---

По итогу роман о пустынной планете Дюна и мессианстве, перерос в историю теневой власти – ордена Бене Гессерит - образца общества, проектирующего жизнь не циклами своих коротких жизней, а тысячилетиями, в этом их сила и стратегического преимущество перед всеми участниками романа Фрэнка Герберта, даже перед Богом-императором.

Яркий пример такого образа мышления:

«Этот зал располагался в старейшей части здания Капитула. Стены были облицованы деревом, огромные балки, выкрашенные в потускневший черный цвет, поддерживали высокий потолок. Балки имели в длину не менее двадцати пяти метров и шли, не прерываясь, от одной стены к другой. Сделаны были эти потолочные балки из специально выведенного дуба, который рос по направлению к солнцу, достигая исполинской высоты. Часть ствола таких дубов, лишенная ветвей, достигала в высоту тридцати метров, в обхвате стволы были не менее двух метров. При постройке дома одновременно высаживались новые дубы, чтобы со временем менять старые балки, потерявшие прочность. Средний срок службы их составлял тысячу девятьсот стандартных лет.»

и одновременно с этим сёстры осознают:

«Ни одна планета, ни одна страна, ни одно море не могут в этой вселенной существовать вечно.»

Еще из интересного и неочевидного, Герберт встроил в этот роман не вымышленный народ - Евреев, сохранивший свою веру и идентичность спустя 25+ тысяч лет после зарождения иудейской религии и вынужденного вести скрытный образ жизни известный только сестрам из Бене Гессерит. Все остальные существующие сегодня религии и народы во вселенной Дюны судя по всему не выдерживали проверку временем и Миссионарии Протективы, видоизменившись почти до неузнаваемости.

На последних страницах романа происходит разговор двух садовников Капитула, загадочных всезнающих наблюдателях, говорящие о себе, что главные герои романа назвали бы из богами.. Явные приготовления и намек на продолжение, которое Фрэнк Герберт к сожалению, не смог написать из-за своей смерти. Но его сын Брайн вроде как нашел черновики отца и многим позже написал еще 2 книги продолжения, но это уже совсем другая история.

Если подвести общий итог, Капитул Дюны не уступает Еретикам Дюны, но первые три книги Дюны для меня так и остались непревзойдёнными. Их я перечитывал, чтобы подойти к этим 3м книгам и не пожалел, сейчас понимаю перечитывать же книги из этой рецензии я точно не буду, слишком долго и тут совершенно нет того самого «пустынного вайба» Дюны, так зацепившего меня в первых книгах.