Больше рецензий

20 апреля 2024 г. 12:25

239

5 "Эта рукопись - не что иное, как хаотичные каждодневные записи, сделанные слезами с небольшой примесью чернил"

«Я исповедуюсь» - шедевр по своей структуре, творческой манере изложения, количеству затронутых судеб и проблем. Да, порой читать его непросто, поначалу очень много сюжетных линий из разных эпох выплывают перед нами, но постепенно каждая из них приобретает свое продолжение, а затем завершается, все арки в итоге будут закрыты, вопросов не остается.
Словом Palimpsetus (палимпсет) в названии IV главы очень четко передается вся композиция романа. Здесь слова инквизитора Эймерика из XIV века переплетаются со словами Рудольфа Хёсса, офицера СС, затем слышатся голоса Иакима Муреды из Пардака XVII века – и все это перемешивается с жизнью главного героя – Адриа Ардевола. Кажется, будто действительно читаешь текст двух рукописей, наложенных один на другой.
Несмотря на мои восторги по поводу структуры, главные герои не впечатлили, а порой и вызывали негодование. Отношения родителей Адриа очень холодные и натянутые, Феликс и Карме поочередно безжалостно ломали жизнь своего сына, указывая, что и как он должен делать, абсолютно не интересуясь мнением и желаниями ребенка. В итоге во взрослом возрасте наш герой кажется слабым, он не знает, чего хочет. То он мечтает забросить ненавистную скрипку, то жалеет, что сделал это и завидует Бернату.

«Внезапно мне открылось, что я всегда был одинок, что никогда не мог рассчитывать ни на родителей, ни на Бога, чтобы переложить на их плечи ответственность за свои проблемы.
…И все успехи, равно как и ошибки, мои, и только мои. И отвечаю за них – я. Мне потребовалось шестьдесят лет, чтобы осознать это».

Отношения Адриа с Сарой вызывают у меня кучу вопросов, не вижу искренности, чувств между этими людьми. (Хоть Адриа регулярно признается ей в любви в своей рукописи). Каждый из них кажется отчужденным, погруженным в свои секреты. Не удивительно, что совместная жизнь этой пары была недолгой, и все завершилось очень печально. Неприятно поразила сцена падения с лестницы Сары, когда Адриа находился в объятиях другой женщины.
Интересен сон Адриа в то время, когда жена находится в коме. Будто бы он пытается убить ее. Не совсем поняла, это один из вариантов развития событий, альтернатива?) Сон, кстати, описан, как напряженный триллер, даже выбивается немного из общей тональности. Конечно, очень жаль героя, он одарен с рождения, знает 13 языков, пишет книги, много размышляет, и... теряет память из-за болезни. Это печально.
Безусловно, самыми болезненными для меня были сцены из Освенцима. В них мы видит бесчеловечное уничтожение евреев, опыты над детьми и прочие зверства. Автору удается очень ярко показать эти картинки, так, что они еще долго не отпускают.
Очень интересно показана история скрипки Сториони. Все мечтали обладать этим сокровищем и очень часто платили за это собственной кровью. Будто злой рок преследовал людей так или иначе связанных с этим необыкновенным инструментом.
Буду продолжать знакомство с автором!