Больше рецензий

20 апреля 2024 г. 14:02

218

4 Выживание дикой природы в детях

Питер Пэн, как и Мэри Поппинс, всегда смущали недетскими мотивами и некоторой жестокостью происходящего. Но всё равно нравились в детстве. Может быть, как раз поэтому. У детей нет ещё понимания, что жестоко, а что нет; игра в дочки-матери не менее занимательна и познавательна, чем отрывание лапок и крыльев у насекомых. Именно на этом строится сказка Кенсингтонского сада про превращение новорожденного мальчика в волшебного и уникального Питера Пэна, озорника и друга фей, аутиста и совсем чуть-чуть маньяка.

Даже не знала, что у повести про Питера и Венди существует предыстория. Мне казалось, "потерянные мальчики" существовали в Нетландии всегда, как горы и леса, индейцы и крокодилы. Но, похоже, мальчиков и впрямь теряли, забывали, бросали - и они выбирались на остров грёз и надежд.

Но самый-самый первый среди них, Питер Пэн, выпорхнул из колыбели самостоятельно. Его жажда полёта и свободы оказалась сильнее родовой травмы, заставляющей младенцев постепенно забывать своё предродовое прошлое, где они были дроздятами, бороздили голубые небеса, понимали язык птиц и на равных общались с маленьким народцем.

Питер Пэн сделал свой выбор в трехдневном возрасте, иногда он возвращался к окну своей комнаты, где убитая горем мать роняла слёзы над пустой колыбелью, играл ей на дудочке успокоительные колыбельные, но снова и снова улетал, обещая как-нибудь вернуться окончательно. Ведь он думал, что окно будет вечно открытым, его будут ждать всегда.

Однако смертным вечность недоступна, поэтому горе конечно и умеет сменяться новым счастьем, если отпустить потерю старого. Мать отпустила (забыла) Питера, его разочарование и боль были кратковременными; аутистам в этом смысле проще жить на свете, их эмоциональные связи витиеваты и глубоко закопаны. В дальнейшем-то, наверное, сия травма аукнется и мальчику и его друзьям да врагам, но пока он вполне счастлив и доволен среди фей, эльфов и птиц в альтернативном мире, наполненном магией и силой сокровенных желаний.

Не только Питер становится героем этого произведения. Малышка Мейми как-то остается в саду после Закрытия. Попадает в иное время и пространство - ночной Кенсингтонский сад - мир маленького народца. Знакомиться с говорящими деревьями, помогает местной Золушке завоевать сердце Герцога, чуть не замерзает в снегу, вынуждает пикси поработать с пользой (о, ужас!) и рассказывает Питеру, как играть по-настоящему!

Читала книгу с забавными иллюстрациями Гелены Гриневой. Рэкхем, конечно, замечательный художник, но мне больше понравились рисунки Гриневой, в них больше сказки и какой-то веснушчатой трогательности.