Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

21 апреля 2024 г. 06:38

115

4 Сказка под микроскопом

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт.
В техническом плане книга представляет собой публикацию полноценной научной работы. Из этого вытекает соответствующий стиль повествования, а также все плюсы и минусы шаблонов, по которым пишутся подобные работы: от пресловутого «мы» до общего ощущения проверки занятной курсовой, где волей-неволей наблюдается подгон информации под гипотезу студента. Понимаю, что это звучит смешно в отзыве кошки, но... мяу, как ощущалось, так и пишу. В тексте присутствует большое количество ссылок как на текст самой работы, так и на сторонние источники; активно применяются схемы, а в конце приводится несколько приложений (практическая часть диплома — зло, не правда ли? :D).

У книги вроде бы нет аудио-версии, что , в принципе, понятно — часть этой информации не воспринимается на слух без подглядывания в текст. В общем и целом, у меня почти нет претензий к технической стороне вопроса.

Что же до впечатлений — эта книжка смогла меня удивить. В наши дни настолько привычно, что под видом «non-fiction»-литературы читателям предлагают всякую всячину... Кхм. Словом, столкновение с нормальной работой, написанной научным языком, невольно приносит радость и вызывает искренний интерес. Поэтому с оглядкой на дату написания и прочие условности, волей-неволей хочется проигнорировать какие-то досадные упущения или неудобства.

Далее.

Впрочем, книга преподносится как труд, рекомендуемый к ознакомлению любым читателем, изъявившим интерес к обозначенной теме. На мой вкус, это не совсем так: для полноценного чтения вам всё же придётся пару раз отправиться в интернет за разъяснениями или дополнительным материалом. Ведь приведённый в приложениях справочный материал не покрывает ряда базовых понятий самой работы. Например, в приложениях нет собственно перечня сказок по Афанасьеву, зато даются махинации с этой самой нумерацией в разных изданиях. Почему нельзя было дать просто перечень названий, который, как правило, даёт общие представления о сюжете, остаётся загадкой.

Исходя из сказанного выше о минусе «научного типа» данной работы... В предисловии проводится своеобразный разбор существующих на тот момент работ по указанной теме. Здесь сложно проигнорировать типичную тему «Есть такое, есть такое, но они все дураки». В сущности, это что-то вроде условной нормы, да и само порицание подаётся довольно тактично. Но мне такой подход не слишком симпатичен в обзоре смежной литературы: коллеги есть коллеги, даже если они вам не нравятся. С другой стороны, знакомство читателя с другими изысканиями имеет месть быть, а также автор хотя бы пытается не просто указать, но и объяснить в чём именно заключается «ошибочность» тех или иных суждений. А читать это довольно интересно.

Собственно работа выглядит достаточно интересно и быстро завлекает в мир препарирования сказочных сюжетов. Самих текстов здесь нет, но автор активно объясняет «составные части» сказок, прибегая к конкретным примерам в множественном числе. Периодически встречаются упоминания так называемых исключений. Поскольку у меня нет специального образования и я могу судить о прочитанном только с точки зрения обывателя, симпатизирующего сказочным сюжетам. И всё же не могу не отметить, что иногда эти «исключения» смотрелись как эпизоды, не вписывающиеся в основную гипотезу автора, а потому выбрасываемые с целью достижения стройного повествования. Да, суть правил в том, что из бывают исключения, которые вроде как служат для подтверждения этих самых правил. Но... не могу отделаться от этого впечатления подгонки, даже если оно ошибочно с профессиональной точки зрения.

В общем, книга оставила скорее положительное впечатление, поскольку позволила погрузиться в интересное исследование по теме, вызывающей у меня симпатию. Думаю, любителям сказок эта работа может показаться достойной внимания.

Оффтоп: поскольку я читала этот труд по сборнику (КоЛибри, 2021), умудрилась случайно зацепить предисловие «Исторических корней». Там автор самостоятельно указывает на ряд недочётов первой работы, которые я выписала себе при чтении «Морфологии» (забегания вперёд, справочные материалы, чрезмерные множественные обозначения и т.д.). Имхо, это важно, поскольку говорит о том, что автор анализировал свою работу позднее и, вероятно, принимал к сведению критические замечания. Так что желание прочитать вторую работу спустя некоторое время после знакомства с этой всё-таки присутствует.

свернуть

В итоге, я бы посоветовала выделить пару дней на знакомство с этим трудом в компании тырнетика. Ведь несмотря на какие-то недочёты, книга любопытна и может подтвердить какие-то интуитивные понимания читателя по части построения сказочных сюжетов.

Междусобойчик: город N — Артефакторика (ковка), книга №3 (золото).
КП. Тур «? 618». Зимний Фестиваль. Круг 5. Ход №7, переход по стрелке назад, поле 13. Музей — Классическая литература (произведения, написанные до 1960 года включительно).