Больше рецензий

23 апреля 2024 г. 00:17

49

4.5 Сгорела, кончилась эпоха

На первый взгляд сюжет книги довольно прост - литературное описание состоявшейся в конце 1930-х партии в го, которое Кавабата создал на основе своих же репортажей. К партии, которая длилась рекордные семь месяцев, было приковано внимание всей страны. Легендарный непобедимый Сюсай Хонинобо XXI против игрока седьмого дана Отакэ, который прошел сложнейший отбор, чтобы сразиться с мастером. Но постепенно становится ясно - по разные стороны гобана сошлись не два человека, а старая и новая школы игры. И Кавабата вроде бы сожалеет о том, что уходит в прошлое "беседа рук", полная изящества и утонченности, постепенно вытесняемая все более дотошным регламентом и мелочным подсчетом очков. Но с другой стороны, он признает, что вместе с этим на смену некой тирании возрастных забронзовевших игроков, не стеснявшихся использовать свой авторитет для регуляции хода игры, приходит своеобразное равенство, где значение имеет не количество прежних побед, а уровень, демонстрируемый здесь и сейчас. И эти изменения в правилах го, в самой сути этого национального достояния Японии, ясно показывают то, что происходит со всей страной, с менталитетом ее народа.
Старый мастер проигрывает битву и умирает - Япония стала другой.
Есть и еще один пласт. Гобан - это по сути поле битвы, на котором военачальники расставляют свои отряды, стремясь окружить и разбить войска противника. И ближе к финалу описание партии все больше напоминает сводки с фронта, все жестче манера игры молодого Отакэ. Думаю, что это не случайность - как раз в конце 1930-х новая милитаристская Япония начинает открытые военные действия.
Блестящая лаковая доска становится зеркалом эпохи.

PS Интересный момент - в начале книги Кавабата упоминает гобан, сделанный из одного только лака. Слой за слоем это произведение искусства создавали 25 лет... но людям он оказался не нужен - слишком высока цена за безделушку. А ближе к концу он описывает встречу в поезде с американцем, который предлагает сыграть партию в го на очень практичной металлической доске с магнитными камешками, изготовленной, несомненно, на каком-нибудь заводе.