Больше рецензий

24 апреля 2024 г. 14:06

33

4 Спойлер Тове Дитлевсен “Зависимость”; или хроники наркоманки.

Тове Дитлевсен - стала приятным сюрпризом этого года для меня. Мне нравится то, что она пишет; как пишет и ect. Если рассматривать Копенгагенскую трилогию с точки зрения литературы, то мы можем сказать, что это несёт только феминистскую повестку и то узкую, касающуюся девушек и их жизней в Дании двадцатого века; и, честно, более я не увидел в её текстах. А если рассматривать всю трилогию с точки зрения психологии, то это очень глубокая рефлексия почти всей её жизни: начиная с самого детства, с тех пор как она себя помнит, заканчивая переломным моментом её жизни - наркотической зависимостью. 


Мини дисклеймер: так как вся трилогия автобиографическая, а я не литературовед и не историк, - я сужу лишь в рамках Тове, как персонажа, а не как Тове-писательницы.


“Зависимость” - последний роман в трилогии, разделенный на две части. Первая часть рассказывает нам о разводе Тове с первым мужем - Вигго Ф., о женитьбе с её вторым мужем-студентом Эббе. Тове очень хочет быть “нормальной”, быть такой, как все девочки: быть женой, матерью и, конечно, писательницей, поэтому не удивительно, что вскоре она беременеет от Эббе. Однако сказки и стереотипы о беременности у Тове сокрушаются из-за суровой действительности: мы видим все муки и трудности её первой беременности. 

И в той же первой части поднимается важная тема (хотя прямым текстом она не озвучивается) - это послеродовая депрессия. 


“Какая же она уродливая, разочарованно произношу я, уставившись на маленький сверток с ребенком, который кто-то вложил мне в руки.”


Читая книгу, мы понимаем как трудно Тове после родов: у нее болит грудь, у нее пропало либидо, она постоянно уставшая и опустошенная. И муж, хоть и датский, ей почти не помогает, а лишь  жалуется, что та с ним не спит.


“Мужчины так далеки от моего мира — за пределами его границ. Они кажутся чужеземными созданиями, словно прибывшими с другой планеты. Им никогда не доводилось ощущать что-то в собственном теле. У них нет хрупких, уязвимых органов, где комочек слизи мог бы поселиться, словно опухоль, и жить своей собственной жизнью независимо от их воли.”


Поэтому не удивительно, что после первых родов, Тове, беременея второй раз, решает сделать аборт (в то время в Дании он был не легален); однако это не единственный её аборт: беременея третий раз, она также решается на всё тот же поступок, однако последний аборт становится роковым.

Заканчивая разговор о первой части, могу сказать, что она лишь подвязка ко второй. Кроме темы абортов, я, к сожалению, ничего больше не увидел в ней.


Вторая часть последнего романа - это наиболее сильная часть всей трилогии. Только в ней я увидел глубокий психологизм. 


Почему последний аборт стал для Тове роковым? Потому что она встретилась с Карлом, её будущим, третьим, мужем.

Карл (в реальности его звали: carl theodor ryberg) - психически больной человек, имевший, как я понял, шизофрению. Так как Карл учился в медицинском и работал врачом, он имел доступ к медикаментам; Тове, с очень подвижной и неуравновешенной нервной системой, попробовавшая петидин (Препарат, относящийся к опиоидным агонистам, т.е. наркотик не в тех руках) во время нелегального аборта, очень пристрастилась к нему. В то время как Карл подсадил Тове не только на петидин, но и на разнообразнейший коктейль из таблеток: как я понял там были и психостимуляторы, и сильные обезболивающие, и сильное снотворное. Психостимулянты помогали Тове писать и быть в “хорошем настроении”, снотворное - засыпать, а петидин - “расслабляться”. Далее история шаблонна: близкие, родные, друзья говорят Тове, что Карл странный и больной, а она не верит, потому что “он хороший и она его любит”.  Однако история сворачивает в совсем ужасное русло: чтобы больше добывать у Карла обезболивающее-петидин, Тове придумала историю, что у нее болит ухо, после давнейшего воспаления в детстве. Карл каждый раз давал ей дозу, но при этом он словил идею фикс - вылечить Тове ухо. В конечном итоге, Тове сделали операцию на здоровое ухо, после чего она оглохла на него (не знаю был ли такой факт в биографии Тове, но, если и нет, это все равно ужасно).


“Неожиданно он начинает хихикать, словно от какой-то озорной мысли. Собирает несколько пылинок и катает их между ладонями. Не уверен, произносит он с пустым выражением в глазах, что мы снова увидимся. И безучастно добавляет: на самом деле я никогда не был уверен в этой боли в ухе. Это последнее, что я слышу от него.”

 

Благодаря Карлу, Тове зарабатывает наркотическую зависимость (она была зависима пять лет и все эти года она была с Карлом) и попадает в психбольницу в критический момент с весом в тридцать килограмм. Там она со временем вылечивается и возвращается домой, встречает нового парня, в последствии четвертого мужа, и воспитывает детей: одну девочку от второго брака и двоих детей от Карла. Однако, как мы знаем, очень мало людей преодолевают наркотическую зависимость до конца.


Слог мне показался очень сухим, особенно, в первой части романа. Вместе со своеобразным темпом повествования это все выглядело как будто я читаю хроники наркоманки, - не хватало только даты и времени. Например, в первом романе “Детство” слог был прекрасным: изящным и поэтичным; я млел перед ним. Но тут он был сух, односложен. Поэтому, а еще из-за наличия первой части романа, которую можно было, на мой взгляд, в двое сократить, я поставил на лайфлибе оценку в твердые четыре из пяти.