Больше рецензий

Книгосерфер Вета (vetathebooksurfer)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2024 г. 22:13

145

5 Можно ли жить в обществе и быть свободным от него? Саяка Мурата легко отвечает на этот вопрос.

Можно противопоставлять себя обществу, но искренне любить его, проводить границу между собственным и чуждым, но не пытаться уничтожить.

В книге 12 рассказов, призванных, по мнению переводчика Коваленина, расшатать известные табу, довести их до абсурда. Например, представить японское кремирование (иначе первое же землетрясение перетряхнет кладбища и здравствуй, эпидемия) как варварскую утилизацию прекрасного материала.

После прочтения у меня сложилось другое мнение: все героини рассказов гнут свою линию. Даже когда они прогибаются под окружение, они делают это по-своему - абсурдно, трэшово, но эффективно.

Если уже читали книгу, напишите, какой рассказ вам понравился больше всего? Мой любимый — «Город на съедение» и «Инкубатор»

Самый первый рассказ, признанный самым жутким — «Церемония жизни» —оставил у меня меньше всего впечатлений. Что с того, — ритуальный каннибализм, как нам уже объяснил Дмитрий Коваленин в предисловии, существовал во все времена. Что с того, что мир меняется и за нормой не угонишься? На мой взгляд, предложения переделать норму, наоборот, показывает, насколько поверхностно ты знаешь историю и культуру человечества и не умеешь в нюансы. Некоторые табу пытались расшатывать, вышло только хуже. Некоторыми правилами, типа стараться растить детей в собственной семье вместо маленьких групп с профессиональными родителями, пользуются как костылями — не факт, что так хорошо, но начнешь ломать — выходит еще хуже.

Спустя четыре года после первого прочтения, я начинала понимать, что далеко не все рассказы так безобидны, как мне казалось. Например, героиня «Пазла» испытывает жуткую дереализацию, ее особенности даже милыми не назовешь, тут бы в больницу бежать. Причем я увидела четкие параллели с «Исповедью неполноценного человека» Дадзая Осаму: и герой, и героиня не могут выстроить социальные связи при отсутствии банальных общечеловеческих ощущений, типа вкуса и запаха. Но в тексте «Пазла» мы понимаем, что вкус героиня чувствует — она всего лишь (!) не считает его своим, что куда страшнее...

Мой любимый «Город на съедение» входит в прямую конфронтацию с «Милым застольем»: если последний просит не смешивать мировоззрения, выраженные через доверие и потребление, то героиня «Города...» буквально собралась менять вкусы своих знакомых, мол, для их же блага. Тем не менее, идея голода до чего-то настоящего и свежего, осмысленного, что символизируют дикие одуванчики, выросшие среди города на пустыре — идея просто потрясающая.

«Инкубатор» же поднимает вопрос конфликтующих социальных ролей в обществе: это как раз воплощенное прогибание под общество, но доведенное до абсурда и по-свойски эффективное. До поры до времени наши социальные роли могут не конфликтовать друг с другом, но когда приходится определяться, думаю, настоящим Я становится то, что решает, какую оболочку надеть сегодня.

Каждый рассказ заканчивается недвусмысленным "разве мы не занимаемся тем же самым каждый день, просто не замечая абсурдности происходящего?". Саяка Мурата говорит: абсурдность — прекрасна, не следует поднимать руку на нашу "данность", просто потому что она — смешна. Вдруг она послужит перилами на этой шаткой лестнице.

Подписывайтесь на мой телеграм!