Больше рецензий

19 октября 2014 г. 14:01

372

4

Труды Иустина. Обсуждаемые вопросы и богословские темы.
До нас дошли его три основные работы. Это первая и вторая апологии, которые были адресованы императору Антонину Пию и римскому сенату соответственно, как оправдание христиан, которые подвергались несправедливым гонениям. А также «Разговор с Трифоном Иудеем», где в форме платоновских диалогов, излагается полемика между христианством и иудаизмом. Все три работы написаны живым языком, автор предстает очень открытым, искренним человеком, горячим и убежденным христианином и интересным собеседником. Он бесстрашно и в то же время уважительно и разумно говорит о предмете своей веры.
Итак в Апологиях Иустин обращается к греко-римской аудитории в лице высших должностных лиц Империи. Можно выделить несколько тем, поднимаемых Иустином и подходов, использованных им.
Иустин говорит о христианской вере с точки зрения греческой философии. Его целью является показать то, что христианская вера вполне разумна даже если ее рассматривать с философских позиций, что она ничуть не уступает греческой философии, но, напротив, превосходит ее. Он показывает как учение о творении соотносится с убеждением платоников о преобразовании Демиургом Хаоса в Космос. Как приходящесть мира отвечает учению стоиков и так далее. Он показывает нелепость служения идолам используя простой здравый смысл, работы и аргументы самих греческих философов, и аргументацию, близкую к увещеваниям библейских пророков (например, Ис. 44). Он опровергает нападки на христиан, носящие этический характер, поясняя, что само христианское учение совершенно противоречит тем нелепым предрассудкам, которые царят в умах невежественных людей. Он заверяет Императора в том, что христиане напротив являются добропорядочными гражданами, которые желают Риму добра и приносят ему пользу.
Таким образом нападки и гонения на христиан оказываются совершенно необоснованными. Христиан гонят на самом деле без каких-либо иных причин, но лишь потому, что они являются христианами. Это является совершенно несправедливым и никто из тех, кто руководится разумом, не будет этого делать. Но почему же это происходит? Иустин уверен, что это происки злых демонов.
Иустин не только опровергает нападки критиков христианства, но и излагает суть христианского вероучения и богослужения. Он говорит о Триедином Боге. У него нет последовательного изложения Троицы, и однако Он говорит о Боге-Отце, о Сыне или Логосе, и о пророчествующем Духе. О Боге он говорит в философских терминах, подчеркивая Его трансцендентность, сокрытость, безначальность и т.д.1 Говоря о Сыне, он также использует греческую концепцию Логоса. Слово до сотворения мира было у Бога как logos endiathetos (невыраженное), а по воплощении стало logos prophorikos (произнесенное). Также Иустин использует термин logos spermatikos (посеянное), которым Бог «посеял» в мире Свое присутствие.
Концепцией Логоса, наверное именно logos spermatikos, объясняется и отношение Иустина к философии. Все люди, живущие в мире, причастны к Логосу. И если они живут в согласии с разумом, то, значит они живут в соответствии с Самим Логосом. Это дает Иустину основание принимать ценные достижения греческой философии и считать ее подготовкой греков к пришествию Христа, на подобии, как Ветхий Завет был дан для подготовки к Нему иудеев. Самих же философов, которые жили согласно с разумом, Иустин считает христианами, равно как и ветхозаветных святых. Особенно же он чтит Сократа и часто сравнивает себя с ним. Тем не менее, воплощение Христа необходимо, ибо лишь Воплощенный Логос дает полноту знания.
Иустин много внимания уделяет учению о Христе, доказывая Его Мессианство, описывая Его рождение от Девы, Его благочестивую и жизнь и служение, Его смерть, воскресение, вознесение, царствование и второе пришествие. Он приводит много ветхозаветных цитат, а также цитирует синоптические Евангелия, называя их «сказаниями Апостолов». Кстати, помимо причастности к Логосу, он объясняет и схожесть философских идей, а также языческих обрядов и верований с христианской верой знакомством философов с Ветхим Заветом или же искажением его злыми бесами.
Иустин описывает и христианское богослужение. Он говорит о крещении, как о покаянии, прощении грехов и обращении. Он говорит о таинстве причастия и его значении, а также о воскресном богослужении и его порядке.
Иустин ведет полемику не только с греками, но и с иудеями, она отображена в его «Разговоре с Трифоном Иудеем». Иустин показывает, что Иисус является Мессией, исполнением ветхозаветным обетований, а церковь — это новый Израиль.

Читать всю статью