Больше рецензий

27 апреля 2024 г. 16:55

88

3.5 Атлантида для лопарей

Что делать, когда твоя подруга сходит с поезда на незнакомой станции и убегает в лес? Разумеется бросаться на выручку, прихватив с собой её бестолкового парня. Так и решает поступить Кира, героиня повести “Маракель”, сама того не зная оказавшись в другом мире. Как студентка филфака скажу, это ещё не самое странное, что может произойти в фольклорной экспедиции.

Света оказывается в руках у чуди белоглазой, высокомерного народа, ушедшего под землю. И хотя ответ очевиден - подругу надо спасать, Кире придётся смириться, что подземный мир живёт по своим законам. К счастью, местные пограничники - надменный Армас, дружелюбная старушка Тати и мрачный Свен (как и полагается красавчик с трагической судьбой) - и законы эти объяснят, и помощь предложат. Все персонажи понравились, за исключением уже упомянутого бестолкового бойфренда Светы, но он настолько типичное олицетворение парня с филфака, что это не самый большой недостаток.

Хотелось бы узнать у автора (и жаль, что нет такой возможности), почему обычные люди, местные маглы у чуди белоглазой называются лопарями? Для тех, кто не в теме, раньше лопарь применялось для обозначения народа Севера саамов, теперь же это считается оскорблением по национальному признаку и несёт в себе пренебрежительную коннотацию. Очень странный выбор, который я не до конца поняла.

Поиски подруги приводят Киру не только в другой мир, но и к неприятным выводам о нашем мире - не все окружающие нас люди на самом деле люди. Другой неприятный вывод, к которому придёт Кира - она не самый хороший человек. “Маракель” история о моральном выборе, о том вопросе, который мы задаём себе всю жизнь: “Я - хороший человек?” Где проходит граница между эгоизмом и альтруизмом? Насколько мы можем быть честны с собой?

Книгу в целом рекомендую с припиской “для среднего и старшего школьного возраста”. Увлекательное повествование с динамичным сюжетом, посыл о моральных ценностях, герои, чьи внутренние противоречия вызывают понимание, а не отторжение. Я бы с удовольствием прочла ещё историй по вселенной “Маракели”

Дальше неприятное, но не о самой книге…

Издательство “Полынь” позиционирует “Маракель” как этническое фэнтези про Карелию, которое напоминает атмосферой сериал “Топи”. И я попалась на эту удочку. Не могу сказать, что я об этом пожалела, но неприятно, когда тебя вводят в заблуждение.

С “Топями” общее в принципе только странная железнодорожная станция, ещё завязка напомнила мне фильм “Тёмный мир” 2010 года. “Топи” и “Маракель” лучше даже не сравнивать, настолько они в разных “весовых” категориях. Сравнение с фильмом “Тёмный мир” сюда подходит куда больше - студенты-филологи теряются в карельских лесах…и дальше история расходится. Если вы хотите мрачный этнический колорит, легенды древности и загадочную Карелию - это к “Тёмному миру”. Если вам больше нравятся истории про Атлантиду и другие затерянные цивилизации, то это к “Маракели”. Книга не использует Карелию и карельские этнические мотивы от слова совсем. Ну да, одного из героев зовут Армас и имя Маракель скорее всего родилось из финского mörökölli. Ну да, действие начинается в Карелии. Маркетинг удался.