Больше рецензий

29 апреля 2024 г. 16:57

27

3

Эта книга - по сути, компиляция статей Сильвии Федеричи, написанных в разные периоды ее жизни. Для меня это оказалось минусом, потому что цельного впечатления так и не сложилось. Возможно, конечно, дело еще и в недостаточно вдумчивом чтении.
Центральный тезис - это что Маркс недостаточно осмыслил репродуктивный труд (точнее, вовсе оставил его за скобками), а между тем капитализм в своем развитии как-то ухитрился поставить и это себе на пользу. Разбором того, как именно это получилось, авторша и занимается.

Существенная доля классового антагонизма была снята тем, что мужчины могли компенсировать дома – за счет женщин – власть, которую они утратили на рабочем месте.

Начинается книга с наиболее ранней статьи "Контрпланирование из кухни". Она была написана во времена, когда сама Федеричи была активисткой движения "Заработная плата за домашний труд". В статье авторша критикует левое движение:

Ради «классовой борьбы» и «единого классового интереса» левые выбрали определенные секторы рабочего класса, посчитав их революционными субъектами, и обрекли остальных на роль простых попутчиков в той борьбе, которую эти секторы вели. То есть левые воспроизвели в самих своих организационных и стратегических целях те же разделения рабочего класса, которые характерны для капиталистического разделения труда. В данном случае, несмотря на разнообразие тактических позиций, левые оказались едины. Когда дело доходит до выбора революционных субъектов, сталинисты, троцкисты, анархо-либертарианцы, старые и новые левые – все они берутся за руки, чтобы образовать общий фронт, основанный на одних и тех же посылах.

Здесь она указывает на то, что единственный предлагаемый левыми путь для домохозяек - это перестать быть домохозяйками, включиться в оплачиваемый труд. Меня несколько коробили ремарки про сексуальное обслуживание, конечно, но остальное выглядит очень здраво.

Семья – это, по сути, институциализация нашей неоплачиваемой работы, нашей неоплачиваемой зависимости от мужчин и, следовательно, институциализация разделения внутри рабочего класса, которое также дисциплинировало и самих мужчин. Дело в том, что отсутствие у нас заработной платы и наша экономическая зависимость – вот что удерживало мужчин на их рабочих местах, гарантируя то, что, всякий раз, когда они хотели отказаться от работы, им приходилось иметь дело с женой и детьми, зависевшими от них.

Для того, чтобы вполне понимать ее теоретические выкладки, очевидно, надо хорошо знать собственно марксистскую основу, которой у меня нет. Встречаются также и вовсе не известные мне имена исследовательниц, которые развивали теорию. Я не уверена даже, что их работы когда бы то ни было переводились на русский язык.
Думаю, что к этой книге стоит вернуться, возможно, даже еще и не раз.

Прочитано в рамках флешмоба "Нон-фикшн 2024".