Больше рецензий

29 апреля 2024 г. 20:17

230

1 могло получится, но не получилось

я была одной из тех самых “прочитавших эту новеллу в сети”. точнее, я начинала. язык был посредственным, персонажи шаблонными, ситуации скомканными. какое-то время заходило, чтобы расслабить голову и добрать вайба околокитайских новелл, взлетевших после популяризации творчества Тунсю. потом мне стало жалко доплачивать, чтобы получить еще порцию скудно описанного мира и конфликтов, основанных на том, что кто-то кому-то в очередной раз что-то не договорил и по-детски бросил обидку. но думаю, и за бесплатно мне бы быстро наскучило.
когда спустя несколько лет я узнала тайтл на полке книжного, это было вау. книга внушала трепет как объемом, так и ценой, и это только два первых тома. я поверить не могла, что настолько посредственный текст стал изданным, да еще и с линией BL (в последствие, похоже, вырезанной). может быть, автор за эти пару лет все переработал и улучшил? (потенциал был). может быть, усердно поработал редактор? а цензура со скрипом, но пропустила?

отмечу плюсы - красивое качественное оформление, явно, чтобы поставить на полку в коллекцию. приятные глазу арты, в которых вайба больше, чем во всей новелле. оформление форзаца и нахзаца - атмосферные карты, которые хочется поразглядывать.
это все.

к тексту.
первое, с чем мы прощаемся: фокал. повествование вроде бы ведется от лица главного злодея-попаданца Шена. при этом автор щедро показывает нам мысли и проговаривает чувства остальных героев, иногда дает и целые сцены от их лица. наверное, чтобы читателю ну совсем все было понятно. после этого мы машем ручкой и славному писательскому кредо “показывай, а не рассказывай”. здесь автор разжует и пропишет нам буквально все.

справедливости ради, мир не заявлен, как древний китай, или магический китай. но заметно, что автору хотелось в атмосферу. однако автор рушит ее сам и с завидным энтузиазмом: речь персонажей уровня “щелкаем семки у подъезда”, сомнительные попытки в юмор и остроумие. явления вроде “скатерть-самобранка”, “город Хех”, “баллотироваться в губернаторы” и “активируем защитные экраны” (о, вы из Стар Трека?). прославленные мудрые заклинатели, которые живут и совершенствуются столетиями, здесь по ходу дела выдают “копыта откинет” и ведут себя как неумные пятилетки в песочнице.

заявленное самим автором правило “никто не должен заподозрить подмены в попаданце”? ну повезло, походу, что вокруг все разговаривают и ведут себя как тот же пацан из соседнего падика, так что и палится наш герой не сильно.

наш главный герой (злодей), обычный человек, попавший в мир заклинателей, не выказывает особых трудностей в овладении духовной энергией, практиками и мечом. он может все по дефолту, наверное, потому что набрал теории из гаремных новелл, а если вдруг чего-то не может, то тут же с ходу медитирует в нужном направлении. героя не тревожит уход из своей старой жизни, переселение в фантастический мир. у него нет моральной дилеммы о том, реальны ли люди вокруг него, или это по-прежнему NPC на пути к его цели. видно, что автор пытается во все эти внутренние конфликты и дилеммы (герой иногда буквально спохватывается), но категорически не дотягивает, предпочитая в итоге дословно их проговорить, чтобы читатель не особо напрягался.

иногда автор будто бы вспоминает, и про речевые характеристики, и про атмосферу, но эти редкие вставки выглядят поспешно втиснутыми на этапе редактуры (либо заметны только на первых пятидесяти страницах), и от этого еще очевиднее лень. у автора нет представлений о культуре, традициях и этикете мира, в который он помещает героев, ему достаточно жанровых шаблонов вроде “этот ученик сожалеет”. весь рисерч закончился на новеллах Тунсю.

я не считаю Систему Тунсю великим произведением. она выезжала за счет интересного мира, переработки фольклора, а герои ее, будучи стереотипами жанра, были где-то забавными, где-то раздражающими, и был очевиден авторский стеб. не было претензий на серьезную драму. ну и не забудем, что писалось с единственной целью, и цели этой Тунсю придерживалась.

и надо понимать, что изначально двигателем сюжета Злодейского Пути была любовная линия. с интересным, по-моему, твистом - “главный злодей и старейшина”, а не стандартное “главный злодей и ученик-герой”. интересно, что остатки этих линий все еще есть в тексте, и будут видны тем, кто подкован. именно поэтому мы наблюдаем, как с заявленным могущественным злодеем с многолетней мрачной репутацией спокойно нянчится в том числе и “бывший” л. интерес, который попутно проговорит прописные истины мира и лор, трепетно подхватит, когда великий злодей в очередной раз потеряет сознание, и быстро начнет все решать за него, “чтобы защитить”, вызывая тем самым очередную истерику и виток пустого конфликта.

все эти линии любви-ревности-непоняток теперь выглядят не пришей кобыле хвост. их даже не стали делать более прозрачными, чтобы пропустила цензура, настолько они ни о чем. и вопрос - ради чего тогда существует данный вариант новеллы? для чего написан этот текст в четырех томах? нет больше любовной линии. может быть, дружба? мораль? атмосфера и магия мира заклинателей и небожителей? см. выше.

кстати, замени автор главного злодея на злодейку, и ничего бы не изменилось, настолько персонажи безликие. но тогда хотя бы любовную линию можно было бы вернуть в уравнение. если уж ты готов перекромсать свой текст ради публикации, почему бы не пойти до конца?

во время чтения изредка проскальзывает абсурдная мысль, что может быть ты все же читаешь не плохонький фанфик, а забавную мета-иронию на жанр? или же мета-притчу о том, в какой абсурд превращается все, до чего дотягивается ИИ? ну, слишком хорошо, чтобы быть правдой.

про редактуру: если она и была, то этого не видно. по языку, отношениям и сюжету это все тот же фанфик, который я читала в инете в годы бума китаефандома. только теперь он стоИт на полках книжных и стОит неоправданно дорого. издательство заворачивает серость и картонность в цветастую обертку, седлая уходящий тренд. даже я, зная, что именно за книгу беру в руки, почувствовала себя обманутой, и мне грустно за настоящих поклонников жанра.

автору хочется посоветовать все-таки уделить время тому, чтобы именно учиться писать. безусловно, постоянная практика это замечательно, только вот вы не пишете в стол, вы публикуетесь. от книги за такие деньги и с таким оформлением ожидаешь большего - как минимум, стройного текста, атмосферы со стилизацией и крепких конфликтов. а учеба как раз помогает всего этого добрать и вывести свое писательство на новый уровень. но это, конечно, смотря что в приоритете - быстрая публикация в издательстве, которое зарабатывает и ради которого можно согласиться искромсать свой текст, или же кропотливая доработка собственного произведения.