Больше рецензий

2 мая 2024 г. 02:57

79

5

Это одна из первых больших книг Крапивина, которую он сам назвал романом. Большинству она запоминается прежде всего двумя вещами - знаменитой цитатой из письма Журкиного деда, которую многие поклонники писателя сделали своим жизненным кредо:

Ты сумеешь. Если тяжело будет - выдержишь, если больно - вытерпишь, если страшно - преодолеешь. Самое трудное знаешь, что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. Не оправдывай себя чужими равильными словами.

Хотя жизнь - не книга, и очень тяжело ей следовать. Да и в романе у нее последствия довольно тяжелые.
Вторая запоминающаяся вещь об этой книге - вот эта иллюстрация Евгения Медведева:

Или любая другая похожая на нее, которую ставят иногда на обложку. И это действительно очень драматичный образ, и открытый финал для героев (что, впрочем, не первый раз у Крапивина).

Тематически роман и похож, и не похож на предшествовашие ему книги. Он происходит в одной вселенной с "Колыбельной для брата" (в одном городе и примерно в одно время), и там есть второстепенный персонаж оттуда (Дед), который, хоть и появляется мельком, но при этом является катализатором для финального решения Журки. Есть похожие темы - подростковые группировки, сострадание к маленькому человеку, который совершил преступление, первая учительница и ее отношение к ученикам - но рассмотрены они под другим углом, в чем-то глубже. Лидер "банды" оказывается дружелюбным парнем, который поддерживает героя в трудную минуту. Зато учительница здесь гораздо больше верит своим ученикам. И связь здесь не чисто формальная - поздороваться в школе, Лидия Сергеевна, ее муж и сын становятся второй семьей для Журки. Конфликт с Валеркой тут тоже отличается от конфликта с Чирком в "Колыбельной" - там мальчик идет на воровство из страха перед хулиганами (тут есть зеркальная ситуация с Горькой, хотя Горька как личность вроде посильнее). Валерик бросает камень в машину просто так, ради забавы, потому что приятели подбили на это. Но Журка находит в себе силы понять, что это просто мальчишка, у которого пьющая-бьющая мама, которую он все равно любит, и больше нет никого, он не злодей и уже сам весь извёлся. Простить и принять его.

Появляется новая на тот момент для Крапивина тема - семейные конфликты. В большинстве его книг родители либо поддерживающие, либо безразличные/отсутствующие. Был конфликт в "Трое с площади Карронад", но там больше с отчимом. Здесь же есть три семьи, и в каждой свои проблемы. Тогда таких слов не было, но по сути все эти проблемы - от токсичной маскулинности. Отец Журки считает, что у сына "слишком нежное воспитание", он и дружит почему-то с девочками (не только с ними, но, видимо, это в целом как-то подозрительно). А еще у него какой-то внутренний конфликт по поводу того, что он простой шофер, а жена из интеллигенции, художница, и воспитывает в том же духе сына. А главное, он не умеет решать конфликты нормальными разговорами. Его злит, что сыну в наследство достались дорогие книги, и он несколько раз прямым текстом говорит, что продать бы их и купить что-то в дом. (Вообще со взрослой точки зрения сейчас его можно понять - среднестатистическая советская семья с разваливающейся мебелью могла бы вложить деньги не в старинные фолианты). И если бы он обсудил с сыном это серьезно и искренне, мне кажется, Журка бы его понял. Но он действовал тайно и потом еще и соврал, заставил сына подозревать друга, краснеть перед другими, показал себя с худшей стороны - и эта смесь стыда и страшного разочарования в Журке привела в итоге к конфликту, избиению (а как еще решать проблемы отцу, которого все детство лупили), ссоре, трещине в семье. Причем автор подчеркивает, что если бы отец после этого пришел поговорить, извинился бы как человек, Журка бы простил, но отец уходит в работу, пытается делать вид, что ничего не случилось, откупается подарками и иногда срывается (потому что тоже не железный). Мама тоже хороша - узнала, что муж избил ребенка и идет к сыну со словами "Теперь ты знаешь, какая бывает боль" (что? Суперподдержка, конечно). Но в итоге автор дает им возможность примириться, потому что, видимо, все же писал отца не как плохого, а как запутавшегося персонажа, который не умеет разговаривать словами.

В семье Иринки, казалось бы, все отлично - добрые понимающие родители, прекрасные дети, старший в армии, младшая в школе. Все их проблемы - внешние. Но откуда у них ноги растут? Не оттого ли, что "приятели" отца спаивают его под разными предлогами и подставляют его? Может, я и притягиваю за уши, но "не пьешь - не мужик" - это частое явление. В итоге его пьяного ославили на весь город, семье пришлось уехать и дети винят в этом режиссера передачи (из-за чего и разгорается финальный конфликт). Но на самом деле, так ли уж виновата режиссер, которая наверняка не сама выбирала тему передачи и ей ее спустили сверху? Я сейчас склонна скорее обвинять приятелей-алкашей и самого отца Иринки, который не может удержаться (хотя его изображают очень положительно и он якобы всегда "не хочет" выпивать. Но выпивает).

Семья Горьки - как будто зеркало семьи Журки. Агрессивный отец (еще и профессия одна из самых сложных в этом плане, милиционер), мама, которая очень долго просто принимает все, как есть, и единственный ребенок. Но в этой семье насилие - не трагедия, а обыденность. Горьку лупят регулярно, и он даже не задумывается о том, что может быть иначе, до встречи с Журкой. У отца нет никаких других средств воспитания, и когда сын и жена единым фронтом внезапно противостоят ему, он в итоге уходит, не может найти себе место в какой-то другой схеме, кроме привычной.
Сам Горька - очень интересный персонаж. Вообще Горька и Капрал из "Журавленка" - это явные предшественники моего любимого персонажа - Егора Петрова из "Наследников", мальчика, который чуть было не пошел по плохой дорожке. Горька - хитрый, часто ищет выгоду, злобно шутит над собой и другими, поначалу привык подчиняться сильным, но рядом с Журкой находит в себе силы сопротивляться и отцу, и другим авторитетам. Эта странная дружба, в которой он не чувствует себя равным, ревнует, злится, показывает характер - еще одна неотъемлемая часть книги. Вообще не хочу никаких домыслов, но скажу следующее - все эти дружбы из книг Крапивина, со страданиями, ссорами, ревностью, драмами привели к тому, что меня интересуют в основном произведения, сосредоточенные на человеческих отношениях. Будь то фанфики, книги или сериалы. После детства с этими книгами на меньшее я не согласна.

В целом, роман - действительно роман, с разными темами и мотивами. И вопросами, которые можно задавать себе и сейчас, спустя много лет после его написания, когда все мы давно выросли. Был ли Журка прав в своем финальном конфликте? Действительно ли принципы стоили того, чтобы срывать съемку, портить жизнь куче взрослых и детей? Здесь каждый может подумать и принять решение сам, при каждом прочтении.