Больше рецензий

3 мая 2024 г. 15:15

41

4.5

«Грозовой перевал» Эмили Бронте – роман во многом сложный. Хитросплетения судеб персонажей перемежаются здесь с вопросами морали, и если первое уловить всё же удаётся, второе способно сохранить загадку. Это роман во многом новаторский, опережающий своё время, и даже теперь оставляющий простор для дискуссий. От такой истории ждёшь возвышенной любви, исключительного благородства и убеждённой религиозности. Обман ожиданий в этом отношении только добавляет произведению красок.

Вся сложность «Перевала» на первый взгляд заключается в связях между персонажами. Повествование теснится в пространстве и времени – в рамках романа существует одно поместье и чуть более года линейного развития сюжета, но сама история при этом затрагивает десятки лет и целые поколения, укладываясь в красноречивый рассказ. Изначально мы знакомимся с мистером Локвудом, молодым человеком, случайно попавшим в хмурое, оторванное от всего мира поместье «Грозовой перевал». Там его встречают довольно нелюдимые персонажи, история которых раскрывается в рассказе ключницы Нелли Дин. Женщина эта чудесным образом становится свидетельницей всех событий и в красках их передаёт. Вопрос о надёжности такого рассказчика возникает, но остаётся без внимания. Скорее всего такая форма раскрытия основной истории – лишь способ добавить динамику. Само же повествование завязано на истории двух персонажей, которые в более простом произведении могли бы зваться возлюбленными. На деле же Хитклиф и Кэтрин Эрншо являются сводными братом и сестрой, а также очень близкими по духу людьми, с детства связанными крепкой дружбой. Происхождение Хитклифа остаётся загадкой – нам известно лишь, что мистер Эрншо нашёл его на улице и сделал своим сыном, несмотря на заметную дикость. Мальчик этот с самого начала расценивается, как персонаж инородный, как для семейства Эрншо, так и для общества в принципе, но это никак не мешает ему завоевать симпатию Кэтрин. Уже сам этот факт хорошо описывает её, как девушку, тянущуюся к чему-то неправильному по общепринятым законам, и оттого отличную от типичного женского персонажа. Персонажа, который, впрочем, законам общества всё-таки поддаётся. Подрастая, Кэтрин выбирает приличного и «понятного» человека в мужья, Эдгара Линтона, а своего друга детства оставляет в прошлом. Такое предательство высвобождает безумную смесь из любви и ненависти в сердце Хитклифа и в дальнейшем выливается в череду страшных событий, напрочь запутывающих всё восприятие романа.

Если в начале пути ещё можно было ожидать понятную историю любви и преодоления преград, то дальше это уже не представляется возможным, и именно тогда произведение становится по-настоящему интересным. Родственная связь обращается болезненной одержимостью, стремление персонажей друг к другу обнажает их ужасные характеры и калечит окружающих людей, тяга к справедливости превращается в месть. В какой-то момент начинаешь задаваться вопросами – кому в этой истории можно сопереживать, почему персонажи ведут себя именно так, и каков посыл у всего этого действия. «Грозовой перевал» и по сей день не имеет чёткой трактовки и даже при своей слаженной структуре во многом всё равно ощущается чистым потоком сознания автора. Насколько эта история слаженная и понятная, настолько же насыщенная вопросами. Здесь нет места благородным и честным персонажам – все в «Грозовом перевале» омрачены пороками, истока которых мы не видим. Герои беспокойны, а томления их высвобождены в поступках — так противоречия воспринимаются гораздо острее. Так произведение приобретает бо́льшую глубину и не столько оставляет вопросы без ответов — оно в принципе не не определяет, какие именно вопросы следует задавать. Зло в человеке формируют обстоятельства? Если нет, то какова его природа? Что есть слабость, порок, привязанность?

Так выходит, что абсолютно все персонажи оказываются неоднозначными, скорее даже неприятными. Локвуд, лишь слушающий историю, и тот не честен даже с собой. Он по большому счёту не нужен повествованию, но именно его персонаж позволяет понять, как близко всё происходящее каждому из нас. Такое переложение очень окрашивает восприятие, позволяет более тонко ощутить весь ужас поступков героев. Если Хитклиф – зло в своей крайности, то Локвуд или Изабелла – фигуры более тонкие и потому ещё более пугающие. Их симпатии к Кэти и Хитклифу могут оказаться страшнее, чем одержимость главных героев. «Грозовой перевал» во многом исследует природу зла, стремится найти причину и спасение, в конечном итоге выходя лишь на надежду. Показывая, что всё неоднозначно – происхождение не решает судьбу и поведение человека, злоба одного человека отравляет окружающих, но не живёт вечно. Эмили Бронте показывает зависимость и череду ужасных событий, но вместе с тем и даёт надежду на конечность всего живого и на новое начало. «Грозовой перевал» – это прекрасная работа с персонажами, интересное переплетение судеб и чарующая атмосфера мрачного поместья. Такие составляющие уже делают произведение хорошим, но здесь это лишь обёртка, тогда как в корне стоит запутанное размышление, запечатляющее роман в истории.

https://t.me/say_lalalalala/118

Комментарии


Зачиталась вашей рецензией.
Роман не читала и именно из-за неоднозначных ролей персонажей откладываю подальше эту книгу, но рецензия ваша очаровательна. Подозреваю, что не хуже рецензируемой книги.


Спасибо большое!!