Больше рецензий

5 мая 2024 г. 17:00

39

5 Чтобы понять «Сто лет одиночества» нужно перечитывать периодически «Сто лет одиночества»

Стиль. Магический реализм – сплетение реальности во всех неприглядных своих проявлениях с некой долей волшебного, магического, необъяснимого. По сути это то, что присутствует и в нашей с вами повседневной жизни, когда мы верим, например, в приметы. Я не могу много подряд читать фантастики или фентези и здесь магический реализм – тот жанр, который идеально, но при этом и дозированно, удовлетворяет тягу к необъяснимому и загадочному.

Сюжет. В романе речь идёт об истории семьи, которая начинается с того, что супруги Хосе Аркадио Буэндиа и Урсула Игуаран пересекают огромную территорию в поисках некого места мечты для своей новой жизни, но когда не находят, основывают селение Макондо. В поисках того места у них рождается первый сын Хосе Аркадио, а уже в Макондо появляется на свет второй сын Аурелиано (полковник). Затем и дочь Амаранта. Постепенно семья разрастается множеством новых членов и кажется столпом всего селения Макондо. Однако, с самого начала романа меня не покидало ощущение, что над родом висит угроза глобальных несчастий.

Одинаковые имена. В литературе, как правило считается если не ошибкой, то непродуманной с точки зрения восприятия для читателей, историей, когда у героев похожие имена. Я встречала статьи критиков, где говорилось о том, что нельзя героям давать имена, которые начинаются на одну букву. Но у Маркеса мы встречаем колоссальное количество не только похожих имён, но и совершенно одинаковых, что утяжеляет восприятие текста, однако автор таким способом усиливает эффект того, что мы видим в характерах и судьбах героев с одинаковыми именами. Маркес как бы проводит тонкую линию рока через более чем столетнюю историю семьи с помощью этого приема с одинаковым именами.

Сам роман затрагивает много сфер жизни простых людей, таких как отношения между родителями и детьми, воспитание, брак, давление общества на то "как надо" и "как не надо" жить, на традиционные ценности, моногамию, измены и сам институт брака официального. Кроме того в тексте множество отсылок к гражданским войнам, революциям и воспитаниям, бывших реальностью в латинской Америке.

Автор через хитросплетения отношений много говорит о том, как общепринятые стандарты и рамки, в которые периодически пытаются вогнать себя персонажи, влияют на личное счастье отдельных индивидуумов. Что часто эти попытки не работают в жизни и в итоге от них не счастлив никто.

Дождь а Макондо шел 4 года 11 месяцев и 2 дня. Отдельно хочу выделить эту линию с идущим дождём – она как метафора всего жанра магический реализм и одновременно символизирует смену поколений, эпох. Дождь показывает как старое раздувается, создаётся новое, но но все эпохи люди так же на что-то надеются, во что-то верят. И потом снова повторяется всё.

Подытоживая мысль о романе – считаю его верхом гениальности того, что мог написать прекрасный талантливый писатель. Его сложно объяснить, надо обязательно читать самим.
Для меня третий раз за промежуток жизни более десяти лет, что я решила перечитать роман. И каждый раз нахожу для себя новые прочтения и смыслы в нем. Считаю это признак хорошей книги!

В повести «Полковнику никто не пишет» есть отсылки к роману «Сто лет одиночества», хотя это и отдельная небольшая история человека, который когда-то в молодости сыграл свою незначительную роль, а потом так и остался чего-то ждать, сняв с себя всякую инициативу. Полковник, ждал письма более 50 лет, пока проходила жизнь, пока не остался за чертой бедности с погибающей от астмы женой.

Красивый продуманный текст, где например, здорово показана тема цензуры. Если кажется сложно начать знакомство с автором с больших произведений – можно начать с этой повести

#KillWish