Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

6 мая 2024 г. 23:11

58

4 За благополучным фасадом

Оставлю пару слов об этой пьесе, потому что рецензий пока нет, а я получила совсем не то, чего ожидала.
На самом деле, я в шоке от этой пьесы. Поначалу всё смотрится как злая пародия на "Дневную красавицу" Кесселя или предыстория пары из "Кто боится Вирджинии Вулф" того же Олби. Мне ещё аукнулись герои "Дороги перемен" Ричарда Йейтса, но не характером персонажей, а вот этой фальшивой погоней за внешним благополучием, которая прикрывает совершенно сгнившие изнутри отношения. В общем, та самая Америка, которую я не люблю и не понимаю. Погоня за деньгами. Попытка выглядеть успешным. Ради кого? Ради таких же точно соседей, ради того, чтобы состоять в клубе и производить нужное впечатление.
В этой пьесе один из героев (Джек) отлично разрушает четвертую стену, вовлекая зрителей в сопереживание главным героям, своим соседям, супружеской паре около сорока, Дженни и Ричарду. Но эти герои настолько омерзительны, что сочувствовать им практически невозможно. Впрочем, я не совсем справедлива. У Дженни есть сад, и она делает всё, чтобы он был самым красивым и ухоженным. А Ричард упёрто не позволяет ей подрабатывать, считая что она тем самым подорвёт его престиж как хозяина и добытчика. Но он при этом работает, и оплачивает счета, и пытается быть честным. И любящим. Хотя втихаря покупает хорошие сигареты и польскую водку, потворствуя своим прихотям вопреки провозглашенной в доме экономии бюджета.
Но они с Дженни постоянно ссорятся из-за денег, точнее, из-за их отсутствия. Этого я тоже, кстати, никогда не могла понять, хотя и знаю, что для многих материальные блага и есть главное мерило жизни, и главное достижение. Ну, тут не приходится спорить, кому что в жизни важнее...

И вот внезапно в гости к Дженни приходит некая миссис Туз, которая предлагает ей много денег, и весьма сомнительный источник заработка. Дженни гордо и возмущенно отказывается, хотя и мечтает завести у себя маленькую оранжерею для орхидей...
Дальше всё развивается вполне предсказуемо, и читатель уже начинает вспоминать Нору Ибсена из Кукольного дома, вот только Олби оказывается куда как более жёстким, и помимо личной драмы главных героев показывает нам жестокий фарс с организацией приёма для тех самых соседей, перед которыми надо бы прихвастнуть. Всё стремительно и необратимо скатывается от фарса к трагедии. И сад в ней играет не последнюю роль.

Одно меня утешило. Когда в события оказался вовлечен сын Дженни и Ричарда, Роджер (которому по версии отца - 15 лет, по мнению матери - 14, а по его собственным словам - 12), я додумала совсем уже катастрофу. Она не случилась. Мальчика отправили в бассейн. А разрушающий четвертую стену Джек предположил различное продолжение истории этой семьи.

Но высокую оценку этой пьесе у меня поставить не получилось. Слишком чувствуется в ней отсутствие собственного опыта семейной жизни у Эдварда Олби. На какие-то внешние впечатления он опирался, и чересчур черными тонами окрасил отношения, в которых мало что понимал. Впрочем, старым холостякам такие версии нужны, наверное, чтобы не сетовать на собственное одиночество. А семейные отношения каждый выстраивает по собственным запросам. Тут иначе не бывает.

Пьеса прочитана в группе Драматургия в рамках знакомства с драматургом Закрытия театрального сезона 2023-2024. Рецензия написалась случайно.