Больше рецензий

7 мая 2024 г. 10:54

93

3.5

Вторая часть заканчивается на пронзительной ноте - Кузю утаскивает в Пустошь. Все сделано для того, чтобы читателя затянуть в дальнейший поход. Я честно ждала, что вся следующая книгу будет посвящена поискам того, как вытащить Кузю обратно. Более того, такой способ определенно должен был бы быть, ибо есть же призывы конкретных демонов через определенные ритуалы. Да и интересно мне было, как автор опишет саму встречу.

Начинается книга с того, что Аверин пьёт. Заливает горе водочкой. Я порадовалась, вот честно, ибо это давало хоть какую-то характеристику ему. Другой момент, что она с ним не вязалась. Ну стал был колдун, зная о том, что его Див не умер, а отправлен в Пустошь, зная при этом о случаях, когда возвращали конкретных дивов, просто пить, а не рыть землю или льды в его поисках? Да у вас в прошлой части вызвали конкретного дива, так какого фига тут запой? Вместо Аверина землю роет Анонимус. Вообще, в этой части Гера немного смещается на второй план, чтобы временами героически проявляться. Героически - это в плане на подготовленную другими почву выходил совершать подвиги.

Я честно ждала встречи Кузи и Аверина. Во-первых, прошло несколько месяцев, во-вторых, запой же, значит, сильно больно. А тогда встреча должна быть колоритной. Губу я раскатала знатно. И закатала потом её обратно. Мне бы понять уже после первой (ну второй точно) части, что автор не про эмоции и их расписывание на пару с внутренними переживаниями и размышлениями, а так же не про хлесткие фразы, когда одной перешибает напрочь. Автор про очень ровное звучание на одной ноте, порой настолько монотонное, что ты выныриваешь из книги в реальность. А для книги это не очень хорошо.

Вопросов много. Личины после пустоши - если они все должны были стереться, то откуда так резко взялась галка? Как формируется облик человека, он появляется с переходом на уровень или есть какая-то базовая личина человека (у Кузи остались личины кота, галки и человека после Пустоши, остальные все стерлись, но
почему остались именно эти? Кота можно списать на базовую, человека тоже на базовую, но иного уровня - уже чувствуете бредом пахнет, а галка тогда уцелела? Короче, касательно логики тут пробелы все ширятся и ширятся).

Я поняла, что меня еще смущает - книга не смотря на возраст героя (за 40) и вроде как серьёзные такие события, выглядит по-детски наивной. Даже Кузя как-то понизился в возрасте (можно списать на Пустошь, но нельзя же все, что не понятно, на что-то да списывать без объяснения), словно бы для того, чтобы эту детскость оправдать (или укрепить мысль о том, что он для Аверина как сын. А не как любовник).
Возвращаясь к наивности - она тут именно детская. Вот в ранних книгах Лукьяненко есть юношеская романтизированная абсолютная наивность, взращенная 90-ыми как эдакий акт противопоставления разрушению. У Аберкромби вы вообще наивности не найдёте, там её сжирают сразу. Пехов, Белянин - тоже романтизированная и героическая наивность. Но они (все эти наивности) достаточно органично смотрятся для своих главных героев.

А тут органичности нет. Причём и в окружающем мире тоже. Например, автор не сильно озаботился его описанием в принципе. В этой части всплыло метро и сломало мне мозг. Мне очень сложно было бы продлить во временных рамках и не магическую Российскую империю, а тут ноль рассказа о технологиях (какие они есть), прав у женщин тут с гулькин нос, зато внезапно метро, рпг, который гранатомёт, зарождение психологии и установление родства по крови (ДНК не звучало слово). Хотя к указанному году и психология, и ДНК уже вполне себе были в нашем мире. То есть, автор вроде как строит базу на прототипе реальности, но искажает её, выкидывая по своему желанию какие-то аспекты и добавляя новые - и это ок, когда читатель об этом осведомлён. Добавим к этом пробелы и в магической составляющей. Наверно, если вы не читали ранее фэнтези, то может показаться, что все ок. Но если вы читали фэнтези, особенно те миры, которые авторы выстраивают с нуля, не беря за основу какую-то эпоху или страну, где авторы продумывают логику, физику, химию и прочие базовые понятия миров, обществ и людей, то на контрасте с такими книгами этот цикл знатно проигрывает. Наверно, для книжного пространства России такая книга может быть эдаким глотком новизны, но мне сложно понять, за счет чего. Чем дальше в цикл, тем больше дров, которые валятся читателю на голову и набивают ему шишки.