Больше рецензий

7 мая 2024 г. 10:57

66

5 Спойлер Как легко ошибиться, если судишь других по себе

«Этюд багровых вод» Авы Райд рассказывает историю юной студентки Эффи Сэйр, которая учится в архитектурном колледже. Увидев информацию о конкурсе на создание чертежей особняка для известного почившего писателя, девушка отправляет заявку. Оказавшись победительницей конкурса, она, окрылённая внезапным успехом, едет на юг страны, чтобы осмотреть место будущей работы, но по прибытии оказывается втянутой в расследование тайны хозяина особняка. И это расследование меняет всю её жизнь.
Интересно, что автор не даёт сразу все «вводные», а раскрывает информацию постепенно, как бы между делом – так, словно читатель не знакомится с новой историей, а внезапно становится наблюдателем реальной жизни и вынужден разбираться по ситуации. Вот автор сообщает, что Эффи – единственная девушка на своей специальности, вот – что она хотела поступить в литературный, но женщин туда не принимают. То тут, то там мелькают элементы придуманного мира, словно детали пазла, позволяя лишь к концу первой трети более-менее сложить картину: мир вымышленный, но очень похож на Европу или Британию первой половины XX столетия; есть два государства, уже долгое время воющие между собой с разной степенью интенсивности; в этом мире есть технологии, но в то же время люди верят в магию, которая их защищает, в легенды и сказки. Причём в одной части страны эта вера в разы сильнее, чем в другой, и это влияет на восприятие истории.
С самых первых страниц и практически до конца автор вынуждает читателя сомневаться в реальности происходящего. Кстати, не последнюю роль здесь играет и сама Эффи, выступая в роли «ненадёжного рассказчика»: читателю сообщают, что Эффи принимает некие розовые таблетки, направленные на стабилизацию её сознания. Следовательно, её восприятие реальности, которое проецируется и на читателя, вроде бы нельзя считать достоверным, тем более и сама Эффи в себе сомневается. Эти сомнения мелькают постоянно: и в её воспоминаниях о случившемся в кабинете наставника, мастера Корбеника, и в её снах, и в её то ли видениях, то действительно творящейся вокруг магии. Когда рассказчик сомневается сам, наблюдатель тоже не может быть уверен в происходящем.
Однако по мере развития истории голос Эффи звучит все твёрже, сама она становится сильнее, находя в себе силы озвучить то, чего раньше боялась. Так, она рассказывает Престону о своих снах и видениях, о попытке матери избавиться от неё, о домогательствах наставника, из-за которых её саму обвинили в распутстве. Озвучив свои страхи и переживания, она как будто отпускает их, освобождая себя от части ноши. Придав форму недомолвкам и полунамёкам, она разделяет свои переживания с Престоном и с читателями, а читатель наконец-то получает возможность увидеть картину полностью.
«Этюд багровых вод» – это история не только про Эффи и её страдания, хотя она и занимает центральное место. Через образ Эффи Ава Райд вновь рассказывает читателям о том, как сложно порой приходится женщинам в мире, где их голос не хотят слышать, где их считают недостаточно хорошими, способными для чего-то, где на них перекладывают ответственность за поступки мужчин.
Это также и история Ангарад, рассказанная сквозь строки. Многократно цитируемый вымышленный роман «Ангарад», полный сюжет которого читателю так и не рассказывают, тоже является историей борьбы женщины с мужчиной. Историей, за которой стоит ещё одна, уже реальная история любви и борьбы, история женщины, не сумевшей противостоять мужчинам и потерявшей то, что было для неё важнее всего: свободу самовыражения. Можно сказать, что «Этюд» – это роман в романе, пусть «Ангарад» присутствует лишь отрывками. Но он важен для понимания текста, для понимания образа Эффи, которая является горячей поклонницей «Ангарад» и ассоциирует себя с главной героиней. Через Ангарад можно лучше понять саму Эффи, а через Эффи – появившуюся уже в финале Ангарад.
Ава Райд безостановочно играет с фантазией читателя, неоднократно заставляя сомневаться в его восприятии текста. Оттого финал, в котором магия все-таки оказывается частью реальности, а Король фейри являет себя, проживается в разы острее: накрывает смесь страха, нервного напряжения и облегчения, сменяющиеся шоком и негодованием, когда перед читателем раскрывается вся история Анагарад. История жажды свободы, любви, предательства, боли и многолетнего забвения. Но она вдохновляет Эффи. Не желающая повторить путь Ангарад, девушка окончательно укрепляется в своих желаниях и набирается смелости, чтобы противостоять всем тем, кто подавлял её. Она не желает быть заложницей «зелёного кресла» – того самого, в котором она сидела в кабинете своего наставника, когда он к ней приставал. Уже потерявшая много и пережившая унижение и коллективную травлю, она не боится навлечь на себя гнев и смело заявляет и о своей готовности выпустить разоблачительный труд об авторстве «Ангарад», и о желании перевестись в литературный колледж, куда ранее девушки не допускались. Однажды её уже сломали, и снова ей это не грозит.
Из-за схожести вымышленного Ллира с Великобританией (это угадывается по описанию географических особенностей и погоды) на протяжении практически всей книги царит мрачная, гнетущая, хмурая атмосфера. Уныние находящейся в смятении Эффи неоднократно подкрепляется окружающей обстановкой: дождь, ветер, холод. Оттуда хочется сбежать, спрятаться где-то в тепле и забыть, как страшный сон. К кульминации, когда эмоциональное напряжение достигает пика, автор сопровождает все это масштабным штормом, буквально уничтожающим всё вокруг, и поместье в том числе. Символично, что разрушение реальных стен Хираэта означает разрушение преград для Ангарад и для Эффи. Природа с её переменчивой погодой словно выступает в качестве самостоятельного персонажа.
Не раз и не два на протяжении чтения я ловила себя на том, что «Этюд багровых вод» отчётливо напоминает мне два произведения: «Тринадцатую сказку» Дианы Сеттерфилд и «Зимнюю песнь» С. Джей-Джонс. С Сеттерфилд «Этюд» перекликается общей атмосферой: мрачная, таинственная, полная загадок, ждущих того, кто их разгадает. Тем более в обеих историях главной оказывается семейная тайна, и там, и там в корне изменившая жизни вовлечённых людей. С Джей-Джонс больше общего скорее у сюжета «Ангарад», нежели у основной истории, однако сложно отрицать, что история героини вымышленного романа, ставшей невестой Короля фейри, очень похожа на историю Лизель, ставшей избранницей Короля гоблинов. Конечно, источник у них один: народные сказания. Однако параллель все-таки интересная.
На мой взгляд, «Этюд багровых вод» – это история борьбы. Борьбы с предрассудками и стереотипами, борьбы за свою мечту, борьбы за право быть услышанной, за свою свободу и независимость. Борьбы за саму себя. За все это боролась и Эффи, и Ангарад, и героиня вымышленного романа. Более того, за это же боролся и Престон, сталкивавшийся с предубеждениями из-за своего смешанного происхождения; и жители юга Ллира, постоянно слышавшие насмешки северян из-за своей веры в магию и предания. В то же время это история о семейной тайне, которая сломала жизни нескольких людей, и о магии, которая незримо присутствует в жизни, хотим мы того или нет. А ещё – история о вере: в себя, в свои убеждения и в то, что важно для нас, ведь именно вера помогла Эффи убедиться в собственной правоте и докопаться до правды.