Больше рецензий

7 мая 2024 г. 11:52

35

0 Стильный, модный, молодежный палимпсест

Когда Рагиму Джафарову исполнилось семь лет, на экраны вышел первый фильм вселенной «Матрица». То есть по всему выходит, что киберпанк и клиповое сознание — это та среда, на которой он (и его ровесники, конечно) вырос, и инструментами которой он виртуозно пользуется именно потому, что осваивал их сызмальства.
Так вот «Марк и Эзра» — это киберпанковая сказка, написанная по всем законам клипового сознания, да еще и сдобренная афоризмами, которые придают всему повествованию особое, пацанское, очарование. Такой палимпсест из Коэльо и Вачовски.
«Марк и Валентайн» — магазин, с виду похожий на антикварный. За прилавком сидит сам хозяин — Марк. Эзра сирота, ему лет 15 или 17, и он служит у Марка помощником по всяким мелким поручениям. Попасть в эту лавку можно (почти) из любого города мира. И, кстати, выйти, при желании, также можно в любом городе — главное, уметь попросить. Но никто не просит, и мало кто даже догадывается, что «так можно было». Каждый, кто приходит в эту лавку, может купить или древнюю безделушку, или решение любой своей проблемы, или, даже исполнение желания — все зависит от того, с какими намерениями вы переступите порог лавки. Об этих намерениях, даже если они самому гостю еще не до конца понятны, быстро догадается Марк — уж слишком давно стоит он за прилавком этого магазина; вступая, казалось бы, в ни к чему не обязывающий смол-ток, он быстро понимает, что на самом деле ищет его покупатель. Каждый новый покупатель — эпизод бесконечного сериала. О новой сцене автор сразу предупреждает нас фразой «Звякнул колокольчик над дверью, что-то щелкнуло, открылась дверь. В лавку вошел…». И далее начинается диалог циника с идиотом, как раз и наполненный теми самыми фразами, которые вполне себе могли бы стать глубокомысленными статусами «ВКонтакте». В принципе, можно было бы и оставить как есть, потому что именно так история выглядит в духе лучших книг Паоло Коэльо и мн.др и писать ее можно было бы бесконечное множество лет. Но на то Рагим Джафаров ивырос в эпоху клипов и быстрого монтажа, чтобы организовать сюжет самым удивительным для читателя образом.
Годы спустя мы видим владельцем лавочки повзрослевшего Эзру. Тем не менее, многие, заходя в лавку, ищут именно Марка. Но куда делся прежний хозяин, и когда он вернется, Эзра не знает. И вот теперь перед нами начинается разворачиваться настоящий шпионский триллер, и кибер-панк. Эзра будет пытаться понять кто же такой Марк, а кто Валентайн, откуда они оба взялись и, что еще более важно, куда оба делись, и что собой на самом деле представляет лавка “Марк и Валентайн”. Попутно, еще множество разных историй пролетит перед удивленным читателем — на то оно и клиповое сознание, чтобы монтировать повествование по ходу дела, не давая опомниться реципиенту. В итоге, конечно, все каким-то образом (я не совсем поняла каким) закончится хорошо — каждый останется (или окажется) в зоне комфорта. В общем, конечно, очень хочется намекнуть, что там поймет или узнает Эзра в процессе всех этих погонь и драк, магических исчезновений и странных типчиков, но это будет жирный спойлер. Также не могу даже намекнуть, что там именно от кибер в этой истории — это тоже будет жирный спойлер, который лишит смысла чтение этой книги. Но если вам нужна талантливая современная проза молодого автора, то “Марк и Эзра” именно такой пример, пусть и не лишенный недостатков. Но эти недостатки, недосказанности и логические нестыковки придают особый шарм всей книге. В конце концов, если вы смотрели “Матрицу” или играли в какой-нибудь role play, то у вас не будет вопросов, как так получилось, что…