Больше рецензий

marmonstro

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2024 г. 09:40

117

5 Созидающий башню сорвётся...

Вторая часть разительно отличается от первой: в ней практически ничего не происходит (на первый взгляд). Нет завораживающих пейзажей пустыни, фримены перебрались в города из ситчей, и битвы ведутся не оружием, а на словах. Практически все события происходят внутри Цитадели — огромной, высеченной из камня, выложенной яркими мозаиками, сюжеты которых напоминают о воде и её обитателях, подавляющей. Ещё чуть-чуть — и начнётся приступ клаустрофобии! Кроме того, читаются очень лавкрафтовские настроения, предчувствие ужасного, неотвратимого, сокрушительного.

Прошло много лет после битвы за Арракин. Пол — Император. Он всё дальше отходит от «живой жизни» и всё глубже погружается в зыбучие пески видений, причём каждое его движение и действие только усугубляют ситуацию. Он устал, разочарован и полон горечи. Казалось бы, продолжать ему бессмысленно — уже нечего и незачем. Неоднократно подчёркивается, что суть заменяет форма: веру — ритуал, суть — символ. А вот Закон, единую для всех систему, заменяет совесть — и тогда суд превращается в кощунство. А Пол и не продолжает, Пол заканчивает.

И если читать внимательно, а ещё вскоре после первой книги, можно заметить, как рифмуется его конец и конец его отца, герцога Лето. Оба видят ловушку, но видят и способ выиграть. Оба тоскуют по Каладану, оба желали бы больше времени. И оба становятся как бы ступенью для следующего поколения — в лучших традициях эволюции.
Диада «Чани — Ирулан» отражает полюса жизни Пола: Чани — суть, стремление его души, Ирулан — фигура, роль, функция. Так было и в первой книге, ещё в образе герцога Лето, отца Пола, подчёркивалась двойственность. И потому конец, как мне кажется, показателен: Пол не пожелал быть пустотелой фигурой.

И потому «Мессия Дюны» — не только одна из самых горьких прочитанных мной книг, но и одна из самых жизнеутверждающих. Можно запутаться в зеркальном лабиринте видений, можно систематически путать причины и следствия, можно позволить инструменту стать субъектом, направляющим вектором всей своей жизни — и в итоге всё равно победить. Пол ушёл («несравненное право — самому выбирать свою смерть!»), и своим уходом разрубил узел одним махом, обезглавил своих врагов (пусть и на время) и обеспечил следующему поколению возможность продолжать.

Нужно сказать о Дункане Айдахо, но там всё понятно. А хочется сказать, что это история вовсе не о «падении героя» и «Энакин, ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему!», поскольку тезис другой: если человек действительно стал кем-то, он умрёт, но не превратится в свою противоположность.