Больше рецензий

8 мая 2024 г. 18:10

89

5 «Я, Зевс, царь богов, бог царей, поведаю вам свою историю...»

Ощущения от прочтения романа «Дневники Зевса» однозначно двойственные. Вспоминая свои школьные годы, хочу отметить, что я взахлеб зачитывалась книгой «Легенды и мифы Древней Греции», и более не менее представляла греческий пантеон богов как непогрешимых небожителей.

Ах, Боги и боги….пьющие нектар, ведущие веселую и беззаботную жизнь, которые иногда от скуки устраивали войны, крутили любовные романы…, и когда им надоедала такая «сладкая жизнь», они спускались за Землю и придавались различным развлечениям – войны, приключения, путешествия, развлечения….

Но после прочтения «Дневников Зевса» М.Дрюона, я изменила свое мнение о греческой мифологии, и заново открыла для себя мир греческих богов.

«Я, Зевс, царь богов, бог царей, поведаю вам свою историю...» С этими словами великий Громовержец обращается к смертным, живущим на Земле, чтобы донести до них правду о событиях, известных человеческому роду из мифов и легенд. Наконец-то у нас появилась возможность узнать все из первых рук! Из дневников Зевса мы узнаем, что жизнь небожителей была трудна и сурова, ведь работа по созданию и обустройству мира требовала огромных, титанических усилий.

М…да….. повествование «Дневников» введется от Первого лица, очевидца многих её событий; и он рассказывает обо всём на свой лад. Зевс, рассказывая свою историю и истории других богов, акцентирует на то, что боги, как и люди, могли ошибаться, им были не чужды такие чувства, как любовь и ненависть, доброта и зависть……

В «дневниках Зевса» основа греческой мифологии очень кропотливо расставлена в хронологической последовательности событий, но больше это было похоже на мемуары. Все генеалогические нити аккуратно проведены, отсутствие свидетельств в реальности или схожесть с библейскими история логически объяснены. Много внимания уделено природе человеческого поведения, институту брака, развитию науки и культуры, от каменного века до наших дней. Нудно не было, но под конец немного устала от слишком настойчивых обоснований близкородственных связей и супружеской неверности.

Вся книга поделена на две логические и хронологические части. Первая часть книги — «Заря богов» — посвящена событиям, происходивших задолго до рождения Громовержца. Это была эпоха титанов, нимф и богов первого поколения. Жизнь самого Зевса описывается в мельчайших подробностях. Огромное внимание уделено его детским годам, прошедшим на острове Крит. Сюжет пестрит его личными переживаниями и любовными приключениями. Со временем Зевс становится во главе Пантеона богов и олицетворяет собой единую власть в одних руках, а подчиненные ему боги приравниваются к людям. У них и слабости одинаковые, просто выраженные в крайней мере. Так, Арес олицетворяет не просто агрессию, но ужасные разрушительные последствия войны. Афродита - не просто богиня любви и красоты. Она - это символ одиночества, которое непременно следует в результате чрезмерного увлечения собой. За каждое особое, выделяющее его, качество, бог непременно чем-то жертвует, а потому боги настолько же не идеальны, как и люди. При этом отношения Зевса и богов - это проекция отношений власти и людей…. Хмм, кажется что-то это напоминает. Но при этом громовержец учит править мудро, взвешенно принимая все решения и опираясь на исторический опыт. Вторая часть книги — «Дни людей» — повествует о потомстве Зевса, пересказываются мифы о Прометее, Тантале, Геракле, Фаэтоне, Девкалионе и других. У него было много детей от разных богинь и смертных женщин. Он рассказывает об Афине, Аполлоне, Артемиде, Гефесте, Гермесе, Дионисе и других с большой любовью, подмечая их достоинства и недостатки. Он стремится к миру и взаимопониманию в своём большом семействе, в большинстве случаев выступает справедливым судьёй (например, наказав Тантала), но иногда проявляет излишнюю жестокость (например, лишив людей огня и наказав Прометея за бунт). Все персонажи имеют положительные и отрицательные стороны.

Помимо рассказов о мифических событиях, Зевс много философствует. Например, он доносит до нас, что счастлив не тот, кто имеет огромное состояние, высокий чин или громкое имя, а тот, кто живёт в гармонии с миром, радуется каждому дню, у кого доброе здоровье тела и души. Или, рассуждая о бессмертии как мечте человечества, он говорит, что это невозможно, так как у всего на свете есть две стороны: «Нет света без тени, дня без ночи, жизни без смерти».

Так как повествование ведется от первого лица, то Зевс выставляет себя положительным героем, но всё же он не пример для подражания. В некоторых случаях он проявляет трусость, например, при нападении на Олимп чудовища Тифона. Он постоянно без угрызений совести изменяет Гере, а когда она пытается уличить его, выставляет её скандалисткой и даже наказывает…. Все повествование было построено в пользу Зевса, какой он замечательный, ошибки свои осознавал, исправлялся, и налево ходил ради заботы о человечестве. Мысленный плюс ставлю только за множество интересных историй о богах, их детях (полубогах), я так полагаю, это и есть тот самый костяк (сами мифы, которые взяли за основу).

Все бы ничего, меня не покидало ощущение, что я читаю историю какого-то реального человека (существа… не знаю, как назвать), но правдоподобность…хромала на все четыре лапы. Я молчу о том, что в принципе никто не знает правды, и вообще существуют ли боги…….

В целом, роман интеллектуальный и содержит массу размышлений и афоризмов. Отмечу, что до этой книги надо "дорасти", чтобы понять философский смысл, заложенный в ней. Не стремитесь прочитать ее быстро, попробуйте вдуматься и осмыслить нравоучения царя богов. Если она воспринимается тяжело - отложите ее.

Если вы желаете вспомнить всю родословную Зевса и освежить в памяти подзабытые мифы - стоит прочесть этот роман. Потому книга на любителя, вряд ли очень многим она сильно понравится, но своего читателя она находит.