Больше рецензий

9 мая 2024 г. 19:49

24

4.5

Несколько дней назад я перечитывала "Журавленка и молнии" (у меня вообще долгий личный флэшмоб по перечитыванию всего Крапивина, а поскольку я все эти книги хорошо знаю, в рецензиях вечно ударяюсь в анализ текста и переклички). Между "Журавленком" и "Синим городом" пролегли восьмидесятые с перестройкой и гласностью. Разумеется, это заметно. В эти годы Командор написал много фантастики и не очень много реалистических книг о современности (закончил цикл "Мушкетер и фея" и написал "Острова и капитаны", где лишь последний том был о современности). "Синий город на Садовой" - начало "позднего Крапивина". В 90е он напишет реалистичных книг еще буквально 2-3. Остальное - фантастика, сказки или книги, где основное действие происходит в послевоенное время. Впрочем, и в этих книгах будет проступать современная реальность, и автор будет ее нещадно критиковать. В нулевые и десятые будет еще несколько книг о современности, но герои будут всё дальше от реальных подростков, диалоги станут несколько неловкими, а мальчишки и девчонки будут выразителями идей пожилого автора, отказываться от "новомодных" боевиков, видеоигр и "Гарри Поттера" в пользу... ну, чего-нибудь, что автор считал правильным. И это не плохо, это вот такая особенность творчества, о которой надо знать. Я читала всё это в детстве и чувствовала, просто выразить не могла.

И начинается весь этот путь сражения с реальностью - в "Синем городе". Несмотря на то, что в ранних книгах писателя было много советского антуража, пионерии и всякого такого, все равно это были книги об одиночках или о маленьких коллективах, состоящих из "не таких, как все". Официоза там не было, и он всегда неявно высмеивался. К концу перестройки этот слой окончательно слетел с творчества Крапивина и ничего хорошего про советскую власть он уже сказать не мог. Вообще неожиданно для меня в этой книге оказался мощный христианский посыл, я не запомнила его настолько сильным. Мальчик Федя после того, как мужа его сестры до смерти забили в армии, испытывает неприятие любой толпы, и ту же картину он видит в каком-то фильме на библейскую тему. Он видит в Христе такого же несчастного парня и проникается к нему сочувствием. Это и рождает в нем религиозные чувства, и писатель несколько страниц через него транслирует свои мысли на этот счет. Сейчас все эти диалоги насчет крещения и прочего выглядели бы госзаказом и в другой книге были бы вымучены, но в то время, мне кажется, это было остроактуально и свежо. Тем более, что, как мы узнали далеко не сразу, отец Крапивина был священником.

Много примет времени попало в эту повесть. Есть упоминание о маньяках, бандитах, рэкетирах, войне в Афганистане, милицейском произволе, талонах на продукты, рыночной экономике. И во всем этом мире - группа "не таких как все". Этих ребят еще нельзя назвать "несовременными" - они слушают популярные тогда рок-группы, читают Толкиена и учатся делать анимацию на компьютере (то, как плохо Командор разбирался в компьютерах и позднее в мобильных телефонах, регулярно вылезало в тексте книг, и мне было забавно это читать. А ведь в его фантастических книгах есть прекрасные мыслящие компьютеры и сеть всемирного информатория, описанная задолго до появления интернета). Но они уже отличаются от других, пытаются найти прекрасное в обыденном, а жизнь заставляет их сражаться и бороться. И если в ранних книгах еще существовала какая-то управа на беспредел, типа милиции или райкома комсомола, то тут уже дело куда сложнее.

Сейчас мне показалось, что чем дальше к концу книги, тем больше драматических бед падает на головы героям, и уже под конец как-то с перебором. Все это не мешает мне чувствовать нежность к этой книге, я читала ее в детстве, и мне была интересна сама сказка, которую они создают, микроволшебство, которое все же существует в этом мире, дружеские отношения между ребятами (романтические автор всегда скорее высмеивал, но об этом я вроде уже писала).