Больше рецензий

Мер Мария (MMSka)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба "злобный критик"

10 мая 2024 г. 01:27

85

5 "Я заплатил жизнью за свою работу"

Хочу поделиться своими впечатлениями и восхищением!

Сначала я прочитала "Жажду жизни" Ирвинга и его художественную биографию Винсента Ван Гога. https://www.livelib.ru/review/4162801-zhazhda-zhizni-irving-stoun

И я, будучи не слишком эмоциональным человеком, всё равно "утонула" в жизни Винсента. Тем, кто не читал ни одну из этих книг, рекомендую читать в таком же порядке, так как в художественной мы получаем представление о жизни Ван Гога и частично о его чувствах.

Здесь же перевод оригиналов его писем, в основе которых и взята вся биография Ван Гога. И вот в данных оригиналах столько жизни и чувств, что погружаешься в них с головой и прыгаешь в омут. Если при чтении Ирвинга у меня возникло желание просмотреть картины Ван Гога, то сейчас понимаю, что делала это поверхностно и в основном начальные этапы оценивала, скажем так становление Винсента на путь. То сейчас, последние 150-200 страниц я провела "в обнимку" с гуглом, где просмотрела все названные им картины, оценила все зарисовки в письмах направленные Тео. Оценила все произведения, о которых упоминает Винсент. Я улыбалась вместе с ним, когда ему направлялись автопортреты Бернара на фоне портрета Гогена и автопортрет Гогена на фоне портрета Бернара. Я плакала над последним его письмом.

Философию жизни Винсента мне, скорее всего не понять. Он очень часто размышляет о прочитанных книгах и о собственной жизни, уповая на помощь Тео. Зато я всецело проникнулась его описанием намеченных этюдов и зарисовок, как он описывает цвета, пейзажи, краски, которые будет использовать. И, прям ощущаешь запах грозы, пшеницы, ирисов, миндальной, едва распустившейся ветки, под слоем масляных красок. Если бы Винсент не был художником, ему бы впору быть писателем. Он так ярко описывает окружение и вкусы и запахи, что они витают вокруг и меняют сознание. Поэтому в его описание сочетания красок и пейзажи я влюбилась до беспамятства. Такое тонкое и в то же время мощное у него восприятие мира, что после его описаний, смотришь на картину, про которую он рассказывает, и, чувствуешь колыхание ветра и все цвета, как на живую. И, всё это при том, что он не писал картины как есть, а писал именно через призму восприятия, которые при должном внимании не каждый может ощутить.

Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник-как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним-зелёное небо, вокруг-фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней-жёлтые отблески заката.

Из писем мы ощущаем всю ту "недосказанность", которую не прописывает Винсент о своих тревогах или болезней, хотя описывать своё финансовое положение он ничуть не смущается, хоть и раскаивается в каждом письме из-за своей беспомощности.

В моей картине "Ночное кафе" я пытался показать, что кафе - это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление.

картинка MMSka

Особенно для себя я выделила одно письмо, которое по моему мнению отличается от остальных. Оно написано ещё до сумасшествия, но, как мне кажется даёт к нему предпосылку.
Начало октября, 1888г, Арль.
В этом письме ощущение, что Винсент издевается над Тео, потому что именно это письмо выглядит как насмешка, говоря как тяжёл "наш" путь. Ведь они вынуждены трудиться вдвоём, поэтому Тео

осуждён без отдыха заниматься скучной торговлей

, в то время как Винсент

вынужден надрываться над тяжёлой, поглощающей все мои мысли работой.

Как по мне, данное письмо отличается от других писем и даёт нам понять, что у Винсента будто раздвоение личности, так как он обычно жалуется на жизнь и просит денег, философствуя над прочитанными книгами. А здесь, чувствуется будто укор Тео, что тот просто прозябает на работе, а Винсент работает до потери пульса. Хотя на деле, Винсент считает себя и Тео единым целым, и что картины рисуют они совместно, ведь Тео его снабжает и вдохновляет, а Винсент исполняет. Как далее пишет Винсент :

Надеюсь, уже через год ты увидишь, что мы с тобой создали кое-что подлинно художественное.

Дальнейшие письма возвращаются в обычное русло. Но именно это письмо меня зацепило или ущемило. Даже не знаю как выразить.

Сейчас я по самые уши увяз в этюдах - одни сплошные этюды, и конца им не видно, а вокруг удручающей беспорядок; зато к тому моменту, когда мне стукнет сорок, у меня будет в них целое состояние.

Как жаль, Винсент, что ты ошибаешься в своих предположениях, не дожив до сорока. Ван Гог стал востребован лишь после выставки 1910 года под названием "Выставка постимпрессионистов", на которой "его работы ослепили, изумили и привели в ярость всю культурную Англию".

Я никогда не понимала картины Ван Гога. Зато с уверенностью могу сказать, что сейчас их чувствую, слышу, ощущаю и дышу. Возможно, я снова повторюсь, но это история жизни, горячей, чувственной, яростной, отдающей запахом безнадежности и покрытой плесенью непризнанности, но с великой верой в будущее.

Ведь в словах Винсента есть доля правды о фундаменте импрессионизма для дальнейшего поколения. Строчка из последнего письма:

Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так.

478 страниц бумажной книги, миллионы секунд на осмысление...