Больше рецензий

10 мая 2024 г. 08:51

37

4.5 "... ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца". (Ин. 6:38)

Митрополит Иларион (Григорий Валерьевич Алфеев)
"Иисус Христос"
Из цикла "Жизнь замечательных людей"

"... ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца". (Ин. 6:38)

На протяжении долгого времени я зачитываюсь книгами о религии. Однако в основном до сих пор то были книги западных авторов, стоящих на рационалистических позициях в отношении толкования Священного писания и деятельности Иисуса Христа. Недавняя книга Дж. Шелби Спонга "Иисус для неверующих" вообще представляла собой пример предельно рационалистического отношения и перетолковывания Нового Завета в духе метафоричности и аллегоричности, отказа от чудес, общего приземления возвышенного текста и отношения ко всему описанному как литературному произведению, а ведь там была книга вроде бы верующего человека. Во многом поэтому, но также благодаря некоторой дискуссии, я решил качнуться в другую сторону и обратился к биографии Христа авторства русского православного священника, тем более, что от него я точно не мог бы ожидать хоть чего-то отдаленно напоминающего Спонга. Так я обратился к данной книге.

Митрополит Иларион - человек известный, в основном потому, что в течение многих лет вел телепередачу (до 2022 года) на канале "Россия-24", даже я периодически смотрел тот или иной выпуск. Данная книга была им написана в период служения митрополитом Волоколамским и председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата, в настоящее время он с 2022 года служит митрополитом Будапештским и Венгерским.

Кажется немного странным, что биография Христа выходит в серии ЖЗЛ, но, впрочем, почему бы и нет, ибо оный был, согласно православному учению, совершенным человеком и совершенным Богом, человеческая и божественная сущности в котором сосуществовали неслиянно и нераздельно.

В данной книге излагается биография Христа во всех подробностях на основании всего круга источников о нем от новозаветных писаний до толкований церковных писателей и Отцов Церкви. Изредка автор упоминает даже версии, существовавшие в апокрифической и неканонической литературе, всегда с особыми оговорками об этом. Тем не менее автор в полной мере следует официальной православной доктрине. Здесь вновь возникает ощущение чужеродности для серии ЖЗЛ, которая всегда была светской или хотя бы воспринималась в качестве таковой, но данная книга фактически религиозно-богословская.

Рассказывать биографию Христа смысла нет: большинство читателей знакомы с ней в общих чертах до того как откроют эту книгу. Вместе с тем отмечу, что биография его здесь изложена максимально подробно: автор разбирает как собственно события жизни, так и его учение, его чудеса и притчи, посредством которых он раскрывал перед учениками и народом особенности своего учения. Хоть помалу, но автор останавливается на каждом упомянутом в евангелиях случае чудес или случае произнесения притчи, даже если они описывались в источнике скупо и коротко, и все они сопровождаются пояснением. По меньшей мере, такой подход позволит читателю собрать в голове полную последовательную картину всего земного пути Христа.

Автор полностью поддерживает официальное православное учение, не отступая от него ни на йоту в сторону, исходит из истинности всех описанных в писаниях событий. Он признает различие в описании событий разными евангелистами и пытается свести их в единую картину. Различие в описании, как он справедливо отмечает, означает тот факт, что евангелисты черпали свою информацию из разных источников или со слов разных очевидцев. Автор последовательно подвергает критике рационалистические интерпретации новозаветных писаний, как распространенные на Западе, так и доморощенные (например, у толстовцев), очищающие писания от заведомо нереалистических моментов вроде чудес и бесовских проявлений. Иларион полагает чудеса истинными и бесовские проявления также истинными. Равно как представляет самого Иисуса Сыном Божиим, отвергая представления его в качестве пророка, учителя нравственности, бродячего философа, которые ныне часто встречаются в литературе. Данное в книге описание событий как излагает официальное церковное учение, так и подвергает критике иные подходы, однако в итоге получается практически проповедь, хоть и ограниченная особенностями жанра: в конце концов тут биография, а не настоящий богословский труд.

Так как я заранее знал об митрополите Иларионе и мог слушать его в телепередачах, то мог примерно представить чего можно ожидать от него в данной книге, и в целом мои ожидания сошлись с реальностью. Это чтение было безусловно интересным опытом. Сложно сказать, как это повлияло на мои мнения, однако, разницу с предыдущими книгами, среди которых уже попадалось несколько биографий Христа, с подходами, которые использовались светскими рационалистическими или атеистическими авторами, невозможно не заметить. Данная книга стала совершенно особым опытом.

Облако раздумий