Больше рецензий

10 мая 2024 г. 15:25

74

4 Лицо времени

Язык (или, видимо, скорее перевод) смутил, но роман прочитала быстро, за 2-3 дня; было очень увлекательно.
Это первая реалистическая книга писательницы, до того заявившей о себе как о талантливой фэнтезистке (трилогия «Опиумные войны», «Вавилон»).

«Йеллоуфейс» посвящен молодой писательнице-неудачнице по имени Джун, чей дебютный роман провалился в продажах. Тем временем у заклятой подруги Джун, Афины Лю, есть все – первые строчки в списках бестселлеров, контракт с Нетфликсом, шестизначные гонорары… Конечно, рассуждает Джун, ведь Афина – экзотичная красавица китайского происхождения со сложной семейной историей, а она сама – среднестатистическая белая американка, чей опыт в наш век никому не может быть интересен.

Все меняется в одночасье, когда Афина по нелепой случайности погибает у подруги на глазах, а её последняя рукопись, о которой ещё никто не успел узнать – роман о Китайском трудовом корпусе и его роли в Первой мировой войне – оказывается у Джун в руках…
Острая сатира на современные реалии, культуру отмены, издательский мир? Да, безусловно.

Первая половина романа посвящена в основном мукам жизни писателя, вступившего в мир жесткой конкуренции, – жизни в постоянном одиночестве и страхе (Достаточно ли быстро я пишу? Достаточно ли хорошо? Что, если обо мне забудут? Если появится кто-то более талантливый и успешный?). Много есть нюансов, типа заранее заготовленного успеха бестселлеров, и очень горьки озарения Джун (при том, что в целом этот персонаж вызывает мало симпатии) о том, что от самостоятельных попыток писателя «продвигаться», по большому счету, ничего не зависит.
Интересны и нюансы, связанные с цифрами американского писательского мира. Главная героиня жалуется на то, что её дебютный роман вышел тиражом в какие-то 5 000 экземпляров (а обещали 10), а аванс и вовсе получился жалкий – 10 000 долларов, в то время как у блистательной Афины первый роман был продан за шестизначную сумму.
Читать о муках зависти Джун – которые одинаковы вне зависимости от культурного контекста – о том, как творчество давно перестало приносить ей настоящее удовольствие (потому что все заслоняет страх не быть замеченной), о писательском мирке, где каждый жаждет успеха, но большинству не суждено его достичь – очень увлекательно.

Во второй половине романа Куанг больше рассуждает о том, кто и почему имеет право на ту или иную историю. Белая писательница может быть отменена за историю о другой расе, но Афина Лю, все жизнь прожившая в Америке, но пишущая исключительно о китайской культуре, неподсудна… но и это только на первый взгляд. «Йеллоуфейс» хорош тем, что не дает однозначных оценок и показывает проблемы идентичности, репрезентации групп в искусстве и общественной жизни с очень разных сторон. После его прочтения действительно есть, над чем задуматься.
Именно завершение сюжетной коллизии меня не очень впечатлило, но если вам интересно почитать о писательско-издательской кухне, грызне талантов и их хейтеров и поклонников в интернете, а также вневременных темах зависти, поиска своего голоса и права писателя на чужой опыт, могу рекомендовать новый роман Ребекки Куанг.