Больше рецензий

11 мая 2024 г. 16:45

46

5

Читала я эту книгу очень долго. С одной стороны, тема очень интересная, в которой хочется разобраться, поэтому я прерывалась, чтобы подумать, осмыслить всю ту информацию, которую нам автор дает. Текст сам очень плотный. И в отличие от многих автором, популяризирующих психологию и науку, здесь мы не увидим так называемой «воды» и повторов.
Да, автор начинает рассказывать с самого начала своего пути в профессии, но при этом он не углубляется, а дает нам возможность связать события его жизни и того, как развивалось понимание психологической травмы. И делает он, на мой взгляд, чтобы мы смогли хорошо осознать временные интервалы, которые были между тем, когда психиатры задумались о том, что нужно выделить отдельную нозологию для определенной группы пациентов, как появилось само понятие ПТСР, как с помощью новых видов обследования (ПЭТ, функциональная МРТ) врачи доказали наличие изменений в мозге, связанных с травмой.
Автор начинает с азов, с того, как наше тело и мозг реагирует на стресс, какие в нас заложены механизмы защиты психики от таких травмирующих ситуаций как военные действия, смерть, аварии, любые виды насилия.
Затем нам дается немного информации о том, что термин ПТСР впервые был введен в конце 1980-х годов, и что только после этого можно было начать разрабатывать методы лечения. Как благодаря прогрессу в науке, можно не только биохимически определить, что организм находится в стрессе, но и увидеть реакцию мозга. Я досконально не изучала реакцию организма на стресс, поэтому все что было связано с нейробиологией, меня захватило. Например, у людей, перенесших психотравму, снижается активность лобных долей, что в процессе воспоминаний о травмирующем событии – их зона Брока (один из центров речи) отключалась.
Автор, наверно почти большую половину книги, посвятил рассказу о том, как на детей влияет перенесенное в раннем возрасте насилие. Он приводил очень много примеров из своей практики и примеры эти ужасающие. Много уделено внимания психофизиологии детей, перенесших насилие.

Пережившие инцест девочки достигают половой зрелости на полтора года раньше остальных девочек… В начале полового созревания у таких девушек уровень тестостерона и альдостерона были три-пять раз выше.

Тем, кто знает хоть немного про теорию привязанности, часть информации, связанной с детьми, будет уже знакома, но я не советую пропускать этот раздел – в нем много примеров из практики автора.

Характер привязанности детей к матери предсказывал необходимую для облегчения боли дозировку морфина – чем более здоровой была привязанность, тем меньше обезболивающего им было нужно.

Много посвящено имеющимся сейчас способами помощи людям, пережившим психологическую травму. И это чаще всего то, что помогает полностью исцелиться – йога, ДПДГ, расстановки, метод свободного письма, ритмичные движения, нейробиологическая обратная связь со стимуляцией альфа-волн. Автор акцентирует внимание, что в долгосрочной перспективе прием препаратов ингибиторов обратного захвата серотонина (например Прозак), не дает такой результативности, как вышеприведенные методы.
Чем еще меня подкупил автор- не тем, что за его плечами почти полувековая работа с пациентами с ПТСР, а то, каким огромным желанием помочь пронизана эта книга. Читая, ты чувствуешь, насколько ему не безразлична судьба каждого. Еще мне понравилось то, как он описывает каким, должно быть школьное образование, чтобы у детей, которые столкнулись с любым видом насилия, была возможность исцелиться и стать полноправными членами общества.
Я настолько впечатлена этой книгой, что готова вам о ней рассказывать еще долго. Но лучше вам ее прочесть.
Почему люди часто не помнят момент травмы? Как отличаются реакции мозга на стрессовую ситуацию у взрослых и детей? Почему занятия в школе актерского мастерства улучшает поведение и успеваемость у детей и подростков? И как диагноз СДВГ связан с ПТСР?
Ответы на эти и многие другие вопросы даст эта книга. Равнодушным она не оставит никого. Я советую читать не только людям помогающих профессий, но и обычным родителям.